Образовательное пространство для инновационного развития

Для современной системы российской образования, на наш взгляд, особенно актуальным представляется следующий ряд теоретико-методических вопросов: «Что по сути своей представляет категория «образовательное пространство»? «Как содержание этой категории соотносится с широко употребительным в наши дни термином «образовательная среда»? «Какие условия целенаправленно преобразуемого образовательного пространства способствуют  инновационного развитию образовательного учреждения?» Обратимся к последовательному рассмотрению данных вопросов.

Под инновационным развитием в образовании в подавляющем большинстве случаев понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно.

Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке  образовательных услуг, но и определяет, одновременно, ключевые  направления профессионального роста педагога, его сознательного творческого поиска, а вследствие всего этого, реально способствует более динамичному личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность тесно связана с идеей создания единого образовательного пространства школы.

Образовательное пространство — это набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказать влияние на образование человека. Понятие «образовательное пространство» в отечественной психолого-педагогической науке стало широкоупотребительным, начиная с 20-х-30-х гг. прошлого века (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С. Т. Шацкий  и др). Правда в те годы оно использовалось на правах синонима такому достаточно  популярному термину как «педагогика среды». Сегодня категория «образовательное пространство»  чаще всего используется тогда, когда хотят подчеркнуть необходимость объединения усилий представителей разных профессий. «Вторая волна» популярности термина «образовательное пространство» возникла в отечественной педагогической среде в конце 1980-х годов. Именно в эти годы оно вошло в нормативно-правовые документы («Закон об образовании», проект «Федеральной программы образования в России» и др.). Часто встречается сегодня этот термин в научно-педагогических  журналах, в различных методических публикациях педагогов-практиков.

Специальный теоретический анализ показывает, что строго научное содержание понятий «образовательное пространство» и «единое образовательное пространство» еще не сложилось, не сформулировано окончательно, находится в стадии активной разработки [1].

Сегодня появляются отдельные статьи, в которых сформулированы различные характеристики образовательного пространства. Так, например, В. И. Гинецинский рассмотрел проблему структурирования образовательного пространства. В его статье [2] обосновывается правомерность введения классификационных характеристик для оценки качества национально-государственных образовательных систем. При этом образовательное пространство методологически последовательно рассматривается с точки зрения системного подхода. Однако генезис появления системных свойств у образовательного пространства, его эволюция остаются за чертой интересов указанного автора статьи.

 Культурологический подход к образовательному пространству обстоятельно развивается в работе В. А. Конева [3].

В рамках настоящей статьи мы попытаемся раскрыть содержание, особенности, значение и роль этого понятия, а также влияние различных факторов на формирование образовательного пространства как особого рода феномена.

Быстрое вхождение словосочетания «образовательное пространство» в лексикон вполне закономерно. Оно совпадает с переходом общества к информационной стадии развития, формированием информационного пространства, которое, безусловно, реализует некоторые образовательные функции и оказывает «давление» на школьное образовательное пространство. Однако не следует все причины популярности словосочетания полностью сводить к закономерностям формирования информационного пространства. Имеют место и другие причины. Так, например, из-за стремительного увеличения темпа жизни многие интеграционные и дезинтеграционные процессы оказались обнажены и на них стали чаще обращать внимание.

Можно полностью согласиться с высказыванием доктора педагогических наук, профессора Е. Ямбурга [5] о том, что при всей искаженности жизненного фона, на котором развертывается драматическая картина  выживания и развития школы, единое образовательное пространство является не только генерализирующей идеей, вокруг которой возможно выстраивать стратегию образования. Вместе с тем, единое образовательное пространство как  самостоятельное педагогическое явление  стало той эмпирически ощутимой реальностью, контуры которой проступают уже сегодня.

Следует также отметить, что проблема уточнения понятийно-терминологической системы педагогики крайне важна и представляет одну из существенных задач, поскольку система нечетких, многозначных понятий ведет к размытости постановки задач и формулировки выводов и неточности интерпретации результатов научных исследований [6]. Ключевые понятия, как известно, должны быть взаимообусловлены, взаимосвязаны, взаимозависимы. Только в этом случае они могут действительно представлять собой жизнеспособную систему. В этой системе понятию «образовательное пространство» должно найтись достойное место.

Существует еще одна веская причина для разностороннего рассмотрения такого понятия как «образовательное пространство». Когда педагогика, да и другие науки, начинают использовать предельно широкие понятия, совершенно ясно, что по отношению к этим понятиям должны быть действенны и самые общие закономерности. Среди таких закономерностей можно назвать закономерности эволюционного процесса, а также синергетические закономерности. Более подробные, детализированные пояснения по данному вопросу уже приводят к раскрытию методико-педагогической сути и функционально-статусной роли обсуждаемого понятия.

В истории российской педагогики фактически развивался и разрабатывался раздел, который даже получил свое собственное название - «Педагогика среды». Аналогичные вопросы рассматриваются в рамках социологии (раздел «Социология образования»). В данных разделах подвергается рассмотрению процесс взаимодействия школы и среды. Одними из первых работ в этом направлении в нашей стране были работы С. Т. Шацкого. Он обосновал следующие три точки зрения: а) полной автономии школы в вопросах воспитания, т.е. воспитательной самодостаточности школы; б) тесной, неразрывной связи школы и среды; в) промежуточный взгляд на роль среды, необходимость учета взаимодействия школы и среды в вопросах воспитания личности [9].

Между понятиями «образовательная среда» и «образовательное пространство» есть много точек соприкосновения, роднит их направленность на задачи образования. Оба понятия выступают внешним окружением по отношению к субъекту образовательного процесса. Среда предполагает погруженность в нее, сиюминутное или частое использование потока информации из нее для целей изменения и совершенствования человеческого «Я». Образовательное же пространство в большей степени предполагает не погруженность, а присутствие; пространство выполняет здесь свои функции в более критические или решающие для будущего моменты, связанные, так сказать, с судьбоносным выбором. Для первого понятия более характерна локальность, для второго — глобальность восприятия и воздействия; первое - более реально, второе, наоборот, — более виртуально.

Среда — это все то, что окружает ребенка дома, в школе, на улице и чье влияние осознанно или неосознанно он испытывает. Среду можно использовать в педагогических целях, но не изменять, она – данность, а не результат конструктивной деятельности. Создавать и развивать можно и нужно именно образовательное пространство. Без разнообразных взаимодополняющих друг друга элементов образовательной среды, заполняющих все возможные ниши в образовании, образовательного пространства не сформировать.

Для того чтобы создать образовательное пространство необходимо создать его модель. Моделирование включает в себя следующие составные части:

  • определение основных компонентов образовательной среды;
  • установление моделируемых связей;
  • включение в эту модель реальную деятельность той  или иной конкретной образовательной организации.

Для действительного создания инновационно-преобразующей  модели образовательного пространства необходимо:

  • наличие цели;
  • единой педагогической концепции;
  • присутствие событийности феномена образовательного пространства;
  • диалоговый режим процесса его формирования;
  • разветвленность  системы отношений между различными структурными компонентами, а также  субъектами моделирующих преобразований.

            В процессе реализации разработанной инновационной  модели образовательного пространства следует предусмотреть создание следующих условий:

1.  Условие взаимопонимания:

  • субъекты образовательного пространства могут иметь различные представления о целях и методах, однако они должны научиться вести диалог: знать взгляды друг друга из первых рук, во всех деталях, без поспешных негативных оценок и обобщений;
  • должен доминировать профессионально-этический принцип: чужая точка зрения — не ошибочная, а — другая!!!

2. Условие дополнительности:

  • необходимо одновременное воздействие на личность ребенка противоречивых социальных сил;
  • ребенок должен иметь возможность принимать на себя множество социальных ролей, даже если эти роли противоречат друг другу. Ведь личность, по большому счету,  есть всегда живой диалог внутренних и внешних голосов. Как только этот диалог прекращается, способность быть личностью, живой движущейся субстанцией  умирает.

3. Условие взаимоотражения:

  • В диалоге участники единого образовательного пространства  не просто выражают свою точку зрения, но адресуют свои высказывания конкретному партнеру по диалогу. Иными словами: то, что я говорю, непосредственно, прямо зависит от того, к кому я обращаюсь.

Несколько слов следует сказать и о социально-управленческой стороне  рассматриваемого нами  вопроса. Образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, в целом образовательной инфраструктурой общества. Основными же характеристиками образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие. Инфраструктура задает размеры и другие топологические свойства образовательного пространства.

Итак, само по себе понятие «образовательное пространство» принадлежит к числу наиболее общих и предельно абстрактных концептов философии образования. По уровню общности содержания сравниться с этим понятием  могут лишь немногие другие понятия (например, «образовательное взаимодействие», «образовательный процесс», «субъект образования», «образовательная парадигма», «социальный институт образования» и некоторые другие). В предельной общности и абстрактности понятия образовательного пространства, как и других указанных понятий заключен и основной источник их теоретико-методологической трактовки.

Все изложенное позволяет сделать следующий вывод: образовательное пространство это есть, во-первых, результат целенаправленной деятельности педагогов, работников культуры, социальных работников, медиков и других; во-вторых, набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказать влияние на образование человека. Именно потому для его создания в образовательной организации нужны системно скоординированные инновационные  усилия всех членов коллектива, нужен последовательно реализуемый системно-комплексный  подход.

Литература:

1.Левчук Л.В. Глоссарий современного образования // Народное образование. 1997. № 3. С. 94

2.Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997. № 3. С. 10 – 15

3.Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. № 10. С. 46 – 57

4.Юсупов Р.М., Заболотский В.П., Иванов В.П. Человек в информационном пространстве // Проблемы информатизации. 1996. № 4. С.3

5.Ямбург Е. Единое образовательное пространство // Народное образование. 1994. № 1. С. 24

6.Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: логико-методологические проблемы. М.: Педагогика, 1980

7.Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985 (Ссылки на другие литературные источники в этой брошюре)

8.Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981. С. 5-6

9.Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М., 1964. Т. 4.С. 179 – 184

10.Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 32 – 45

11.Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997. № 3. С. 20 - 27