Школа — социокультурный центр села

Для сельской основной общеобразовательной школы особо актуальным представляется вопрос об объединении усилий школы и сельского социума. Без такого единства в принципе невозможно выстроить эффективную систему воспитания детей и молодежи, логически закономерным продуктом которой будет готовность выпускников трудиться на благо своего села, их способность жить счастливой, полноценной жизнью в селе. Расскажу о планах решения этой важной проблемы в нашем поселке Водино, о проекте, который с середины 2016 года реализуется на базе нашего образовательного учреждения.

Двухэтажная школа поселка Водино построена в 1988 году по типовому проекту и рассчитана на 219 человек. Площадь школы составляет 2307 кв. м., находится в «территориально-культурном ограничении», поскольку отдалена от районного центра на 18 км.

Поселок отличается высокой концентрацией непростых социальных слоев сельского социума. В школе, как следствие этого, очень сложный контингент обучающихся: детей из неполных семей — 8 человек (28 %); многодетных, малообеспеченных, находящихся в трудной жизненной ситуации — 16 человек (57 %); малообеспеченные — 3 человека (11 %); находящиеся под опекой — 1 человек (3,5 %) от общего количества обучающихся. Т. к. в населенном пункте отсутствует детский сад, дети приходят фактически не подготовленные к школе. Классы зачастую пополняются обучающимися с уровнем обученности ниже базового и неудовлетворительным поведением.   

В настоящее время в школе обучается 25 учащихся в возрасте 6,5–17 лет из двух населенных пунктов: п. Водино — 16человек (57 %), д. Нижний Баган — 12 человек (42,8 %). Предварительное количество обучающихся до 2023 года относительно слабое.

Из 42 родителей 38 % имеют неполное среднее образование, 43 % — среднее, 17 % — средне-специальное, 2 % — высшее. Исходя из анкет, проведенных среди родителей, 78 % — со средним и неполным средним образованием, 21 % интересуются учебой своих детей и заинтересованы их будущим. У ряда родителей сформировано негативное отношение к школе, оно передается и детям.

Число педагогических работников составляет 11 человек, из них учителей высшей квалификационной категории — 3 (27 %), первой квалификационной категории — 3 (27 %), соответствуют занимаемой должности — 1 (9 %), не имеют категории — 4 человека (молодые специалисты).

Таким образом, школа реализует Федеральные государственные образовательные стандарты в условиях социального риска, а именно:

· удаленность образовательного учреждения от социокультурных центров;

· сложный контингент обучающихся (ежегодное уменьшение доли талантливых и одаренных обучающихся и увеличение доли обучающихся, имеющих ОВЗ);

· более 36 % обучающихся приезжают в школу из другого населенного пункта;

· в сельской местности ограничен доступ к интернет-ресурсам, что препятствует организации полноценного дистанционного обучения;

· низкий образовательный уровень родительской общественности (ежегодное уменьшение доли родителей с высшим и средне-профессиональным образованием);

· отсутствие финансирования дополнительного образования ограничивает возможности по привлечению специалистов;

· ежегодное старение педагогического коллектива (средний возраст педагогов 43 года);

· дефицит высокопрофессиональных педагогических кадров.

 

Одновременно с этим следует отметить, что при всей сложности работы у школьного коллектива имеется:

· работоспособная творческая разновозрастная группа педагогов, способная повести за собой остальных членов коллектива;

· за 28 лет функционирования школы сложилась самобытная система учебно-воспитательной работы со своими традициями и обычаями;

· благоприятный микроклимат в школьном коллективе, вновь прибывшие педагогические работники вливаются довольно быстро и, как правило, принимают правила и традиции коллектива;

· фиксируется ежегодное участие учителей школы в инновационной социально-педагогической деятельности;

· имеются призеры творческих конкурсов от муниципального до федерального уровней среди обучающихся.

К сожалению, количество таковых детей в последние годы сокращается, снижается уровень учебной мотивации в классных коллективах, и что особенно беспокоит — снижаются общие показатели успеваемости (успешности и качества), а также средние баллы ОГЭ.

Цель: создание модели образовательного пространства, формирующей качества личности через интеграцию ресурсов школы и сельского социума на основе сотрудничества родителей, сельского клуба, библиотеки, ФАПа, местных жителей с активной жизненной позицией.

Задачи:

· выявить и сформировать актуальные качества личности современного сельского школьника в конкретных условиях модели образовательного пространства;

· изучить, описать и реализовать направления и содержание деятельности по интеграции ресурсов школы и сельского социума в контексте формирования личности современных сельских школьников;

· систематизировать, разработать и апробировать современные и традиционные формы взаимодействия социума и обучающихся;

· разработать и описать педагогические приемы, средства, технологии формирования личности сельского школьника;

· апробировать социальные проекты, программы воспитательной деятельности;

· организовать в условиях новой модели образовательного пространства деятельность общественных детских и взрослых инициатив.

Этапы решения проблемы.

· подготовительный этап: март–июль 2016 г.;

· реализация проекта: сентябрь 2016 г. – февраль 2017 г.;

· заключительный этап: март 2017 г. – август 2018 г.

Основные результаты, которые были достигнуты

На данный момент в школе есть предпосылки для реализации данного проекта:

· отремонтировано и оснащено помещение для работы группы предшкольной подготовки;

· имеется опыт взаимодействия с Баганской СОШ № 2 и школами округа;

· создана система школьного самоуправления;

· участие в социально-значимых акциях «Спешите делать добро», «Чистый поселок», «Солдатский платок» и др.;

· проводятся встречи с ветеранами и интересными людьми;

· активно используется система портфолио обучающихся и учителей;

· школа работает над проблемой здоровьесбережения обучающихся в образовательном процессе;

· создан музей при школе;

· работает Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних при школе;

· введены элективные курсы в соответствии с запросами социума;

· сложилась система сотрудничества с организациями социума при проведении различных мероприятий;

· школа имеет свой сайт, на котором размещена информация о школе, проводимых мероприятиях;

· организована совместная работа с родителями: участие в проектах, спортивных состязаниях, школьных праздниках;

· сохраняются школьные традиции;

· большое внимание уделяется трудовому воспитанию и профориентационной работе.

Определены направления развития:

· расширение спектра услуг для всех участников образовательного процесса и местного населения в целом;

· повышение статуса школы в целом;

· повышение роли и заинтересованности семьи в воспитании детей;

· создание условий для сохранения и укрепления здоровья, пропаганда здорового образа жизни;

· развитие чувства патриотизма, гражданской ответственности и активности, а также духовное развитие детей, молодежи и жителей сообщества в социокультурной среде сельского поселения;

· формирование социальной компетентности обучающихся;

· развитие творческих способностей детей;

· повышение конкурентоспособности образовательного учреждения среди сельских школ района;

· возрождение и развитие села.

Ожидаемые результаты:

· готовность выпускников к самостоятельному решению качественно значимых проблем;

· повышение качества образования;

· усиление положительного воздействия школы на жизнь сельского социума, укрепление традиций сельского уклада жизни;

· развитие социально-ценностных форм досуга, оптимизация социальной обстановки на селе;

· сохранение и укрепление здоровья, сформированность физической культуры личности;

· повышение коммуникативной культуры населения, расширение информационного поля;

· развитие трудовых традиций, повышение уровня профессиональной ориентированности.

Критерии результативности:

· количественный и качественный показатели участия школьников в творческих и учебных конкурсах, спортивных соревнованиях, рост качества знаний, проявление инициативы, самостоятельности;

· укрепление кадрового потенциала, развитие содержания и методов образования;

· уровень социальной и психологической адаптации обучающихся, снижение случаев девиантного поведения, самоопределение и готовность к непрерывному образованию;

· степень готовности обучающихся к проектной деятельности, устойчивые навыки работы с информацией;

· соответствие модели личности выпускника большинства обучающихся;

· рост общественной активности, самореализация личности как в учебных, так и в творческих делах;

· удовлетворение жизнедеятельностью всеми участниками образовательных отношений;

· расширение внешних связей.

Формирование благоприятной среды для становления личности обучающихся, формирование их социальной компетенции, а также развитие социальной и культурной жизни социума, отношений взаимопонимания и сотрудничества в местном сообществе — вот к чему мы стремимся.