Погружение в притчу. Творческая методическая разработка учебной ситуации

О специфике метода эмоционально-личностного погружения. Я вошла в класс и увидела тебя. Маленький. Взъерошенный. Твои глаза смотрели на меня, и в них явно было ожидание чего-то нового и неизведанного. От этого взгляда в голове рой вопросов. Как сделать уроки интересными? Как активизировать твою деятельность так, чтобы ты не просто «присутствовал» на занятиях? Как вовлечь тебя в процесс литературного образования?

И вот мы с тобой отправились в путешествие по стране «Литература». Это Вселенная со своими законами, порядками, идеями, персонажами. И ты намерен проникнуть в этот волшебный, полный тайн и загадок мир. Ты готов погрузиться в жизнь героев произведений, взять в свой жизненный багаж личностные качества понравившихся героев. Но путь, на первый взгляд такой простой, оказался совсем не легким. Нужно было справиться со многими страхами, нужно было много читать, понимать слово, текст и проявлять свои творческие способности. Нужно уметь примерить поступки героев на себя. Погружаясь в мир героев, оборачивая на себя ситуации, в которые они были поставлены автором, формируется мировоззрение. Ты часто спорил — со мной, с одноклассниками и даже с автором.

При изучении рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», посмотрев картины художников, изображавших Сибирь (А. М. Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора», В. И. Сурикова «Енисей», картину современного художника А. Ж. Бруно «Хозяин тайги»), представлял, что именно ты идешь в таежный лес. Решал, что самое необходимое ты возьмешь с собой. Какие знания о природе, природных явлениях помогли бы тебе ориентироваться на местности, найти источник воды…

Подобная работа учит тебя прислушиваться к другому, отличному от твоего, мнению; уверенно чувствовать себя при работе в группе. В различных ситуациях ты был и актером, и режиссером, и редактором. Об этом свидетельствуют твое участие в инсценировки сказок и басен, создание презентаций, проектов… Ты идешь своим, индивидуальным путем. У каждого своя дорога.

 

Реализация метода эмоционально-личностного погружения в учебную ситуацию. Представим теперь сценарий эмоционально-личностного погружения в притчу «У каждого своя дорога», реализованный на уроке литературы.

Прием стоп-чтения помогает не просто прочитать притчу, но понять ее путем втягивания в смысловую и позиционную интригу притчи всех участников ситуации. Проиллюстрируем применение ситуационного метода на уроке литературы, выделив основные этапы работы над притчей. Первый и самый большой этап — погружение в ситуацию притчи.

Пять мудрецов заблудились…

На ваш взгляд, что значит слово «заблудились»?

Где, на ваш взгляд, можно заблудиться?

Приходилось ли вам находиться в такой ситуации?

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Используя ваши знания по биологии и географии, скажите, что из себя представляет мир леса?

Когда и какую опасность лес представляет для человека?

Какова задача перед заблудившимися? Как вы бы справились с проблемой? Моделирование ситуации, возникновение проблемы, поиск путей решения.

А как же эту проблему пытались решить наши мудрецы?

Первый сказал:

— Я пойду влево — так подсказывает моя интуиции.

Второй промолвил:

— Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий произнес:

— Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый предположил:

— Я пойду вперед — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Какой способ применили мудрецы для решения проблемы?

Пятый сказал:

— Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Как вы думаете, что сделал пятый? (Обсуждение вариантов ответов, прогнозирование варианта, представленного в притче.)

Знакомимся с версией притчи.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Какой способ применил пятый мудрец? Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!

Как вы думаете, каково внутреннее состояние пятого? Какие эмоции он испытывает?

В притче дальше сказано:

Но он ошибался.

Как вы думаете, почему? В чем же он ошибался? (Важно выделить принципиально разные варианты ответов)

На ваш взгляд, каков финал притчи? (Обсуждение разных вариантов ответов, вспомнить признаки жанра притчи, какой финал должен быть по закону жанра? Сохранить в обсуждении разницу ответов!) Параллельно с погружением в притчу разворачивается второй этап — происходит прогнозирование смысла и структурных элементов текста с опорой на логику данной притчи и жанровые признаки притчи вообще. Дети прогнозируют в связи с личностными установками.

Следующий этап осмысление притчи в целом.

О чем притча? Чему учит притча?

Как вы думаете, что стало с другими мудрецами? (Варианты ответов)

Финал притчи.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Рефлексия. Что приобрели наши мудрецы? Объясните смысл заголовка притчи. Сравнение своих прогнозов (чему учит притча?) и самой притчи, ее финала. Чему учит притча? — вторая постановка вопроса.

Работая с этой притчей, чему мы учимся?

Притча выполняет функцию модели. Это отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов. Благодаря такому типу работы с притчей, ребенок и взрослый оказываются втянутыми в ситуацию. Известно, что ситуация — это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. Притчевая ситуация богата разнообразием смыслов и позиций, возможностью создания учебной интриги и достижения метапредметных, предметных и личностных результатов, поскольку ситуационный метод направлен на формирование таких умений, как работать в группе, слышать и слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, толерантно относиться к другим мнениям при решении проблемы. Перед учителем возникает задача научиться создавать подобные ситуации.

 

Литература

1. Гумметова, А. Ю. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения / А. Ю. Гумметова, Е. В. Ступина // Образование в России. — 2010. — № 5.

2. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения [Электронный ресурс] : [Case-study]. — URL: http://www.casemethod.ru (дата обращения: 29.04.2017).

3. Федянин, Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. — 2000. — № 7.