Квест-технология в образовательном процессе

 В условиях модернизации системы современного российского образования знания, умения и навыки все больше рассматриваются не столько как основная цель обучения, сколько как инструментальная основа формирования компетенций обучающегося. В рамках новой образовательной парадигмы системно-деятельностного обучения в приоритете находится целостное развитие личности обучающегося, его способность к рефлексии и самостоятельности в принятии решений. В этих условиях познавательный интерес становится мощным средством активизации образовательного процесса, использование же новых инновационных образовательных технологий в обучении становится важнейшим инструментом. К числу инноваций в организации учебно-воспитательного процесса сегодня можно смело отнести набирающую популярность квест-технологию.

Технологию образовательного квеста характеризует направленность на решение конкретных образовательных задач, постановка нестандартных поисково-исследовательских задач и использование разнообразных ресурсов, инструментов для их выполнения. Под игровым квестом обычно понимают сюжетную игру, в  которой  необходимо  управлять  героем и идти к поставленной цели по сюжету, попутно разгадывая различные головоломки, а, в случае необходимости,  пользуясь всевозможными подсказками.

В общетеоретическом плане И. Н. Сокол определяет квест как технологию с четко поставленной дидактической задачей, игровым замыслом, ясно сформулированными правилами.  За процессом реализации квеста обязательно должен наблюдать руководитель (наставник), он же является и непосредственным руководителем  всего игрового процесса [1].

 Игровой замысел квеста воплощается через игру-повествование, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть сюжета, как правило, заключена в том, что есть некая заранее намеченная цель, дойти до которой можно только  последовательно выполняя предлагаемые ситуационные задачи, работая с информационными ресурсами для  поиск необходимой информации. Каждое ситуационное задание — это ключ к следующей точке и следующей задаче. При этом задачи могут быть различными: активными, творческими, интеллектуальными и др.

Итак, любой квест характеризует следующий ряд основных признаков: 1) наличие определённого сюжета игры; 2) наличие заданий (препятствий); 3) наличие цели, к которой можно прийти, только преодолев определённые препятствия.

 Квест — сравнительно недавно сложившаяся  педагогическая технология, в которой совмещены элементы игры, мозгового штурма, тренинга [2]. Квестовая технология  может быть направлена на выполнение обучающимися проблемных заданий с использованием цифровых образовательных ресурсов (в том числе и ресурсов сети Интернет). Поскольку квест-технология представляет собой относительно новое явление в отечественной педагогике, до сегодняшнего дня отсутствуют единые  подходы к ее научному определению и, соответственно, системные классификации существующих педагогических квестов. Исследователь И. Н. Сокол аналитическим путем выделил  ряд характерных признаков, на основании которых в современной инновационной педагогической практике обычно подразделяют квест- технологии (по научной концепции усвоения опыта, по уровню применения, по отношению к учащемуся, по ориентации на личностные структуры, по типу организации и управления деятельностью). В результате этот автор предложил достаточно развёрнутую модель  классификации педагогических квестов. Но для современной практической педагогики гораздо более важно знать, какие компетенции формирует у учащихся та или иная разновидность квест-технологии. Предварительный ответ на данный  вопрос  мы  представили  в виде схемы (рис. 1).

Анализ представленной на рисунке  схемы показывает, что технология педагогических квестов обеспечивает широкие возможности для реализации важнейших образовательных компетенций, необходимых сегодня  в школьном обучении и дополнительном образовании детей.

Квест-технология — развивающийся феномен, поэтому он непрерывно  трансформируется. Сегодня, на наш взгляд, можно выделить два основных типа современных образовательных квестов: web-квесты и экскурсионные квесты (маршрутные квесты). Несмотря на сравнительную молодость кейсового движения в российской образовательной среде,  преподаватели различных  учебных дисциплин предлагают свои собственные подходы к составлению и проведению образовательных квест-программ. Однако опыт использования экскурсионных  квест-технологий встречается нам гораздо реже.   А ведь еще основоположник современной географической науки Н. Н. Баранский признавал особую важность экскурсии в образовании и воспитании учащихся, в частности, он утверждал, что экскурсия — это перевод географии со страниц учебника в жизнь [4].

На наш взгляд, образовательную экскурсию сделают еще более интересной и привлекательной для учащихся квесты, которые могут быть успешно реализованы как на самой образовательной экскурсии, так и после ее проведения на этапе закрепления материала [5].

Экскурсионный квест представляет собой интеграцию традиционной классической экскурсии (определенная тема, заранее составленный маршрут, зрелищность) и игровых технологий в форме квеста (головоломки, загадки, активность участников) [5]. Основа любого экскурсионного квеста – сценарий с понятными правилами. Сценарий объединяет сюжетные линии – точки, в которых выполняются задания, ну, а сами задания точно и четко поставлены.

 Квесты на экскурсии призваны развивать поисковые, аналитико-синтетические, творческие навыки учащихся. Безусловно, квест наиболее эффективен в форме командной игры, инструментарий которой позволяет активизировать как выносливость и эрудицию участников, так и их нестандартное мышление, сообразительность и креативность [5; 6].

Основными дидактическими принципами, лежащими в основе организации педагоги-чешского экскурсионного квеста, являются:

– деятельностный принцип: участник самостоятельно добывает знания, а не получает их в готовом виде;

– принцип целостности: формируется обобщенное системное представление об окружающем мире, об определённых сферах окружающей действительности;

– принцип психологической комфортности: организуется диалогическое общение, создаётся   доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию основных идей педагогики сотрудничества;

– принцип творчества – ориентация на творческое начало всех участников [7].

Следует заметить, что территория, на которой проходят квесты, может быть любой: от комнаты до целого города и даже области или края.

Современный экскурсионный квест может проводиться в трех основных формах (рис. 2).

Квест-экскурсии с непосредственным участием экскурсовода предполагают наличие в мероприятии классической образовательной экскурсии в сочетании с квестом. Квест- задания являются своеобразными логическими связками между экскурсионными объектами на маршруте. Экскурсовод предлагает выполнить задания (с подсказкой или без), которые позволят перемещаться на маршруте от одного экскурсионного объекта к другому, что призвано усилить познавательный интерес участников экскурсии. Квесты могут завершать экскурсионную программу, когда экскурсионный маршрут уже пройден. Цель такого сценария  – закрепить услышанный материал в памяти участников или дать им возможность больше узнать об увиденных объектах с помощью дополнительной информации, которую они получат благодаря решению квест-заданий, но под руководством экскурсовода.

          Квест-маршруты образовательных экскурсий или обезличенные квест-экскурсии не предусматривают непосредственного участия экскурсовода (ведущего, аниматора) в про- хождении с участниками маршрута. Им выдается маршрутный лист с текстом и заданиями. В подобном случае на первый взгляд отсутствует один из ведущих признаков экскурсии  – наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. Однако работа экскурсовода здесь есть, лишь по-иному расставлены ее акценты: она усилена на этапе подготовки и организации квест-маршрута для успешной его реализации.

            Мобильные квест-экскурсии дают возможность пройти экскурсионным маршрутом с квест-программой в любое время, без экскурсовода (ведущего, аниматора или сопровождающего), нужен лишь мобильный телефон или планшет с подключенным Интернетом. Иной способ (больше представлен в настоящее время за рубежом) – это специальные приложения для мобильных телефонов и планшетов, которые предварительно могут быть скачаны, они позволяют участникам находится оффлайн: игроки приходят на место, указанное как «начало тура», и далее перемещаются по маршруту, следуя подсказкам с мобильного телефона или планшета, решают задачи (используя подсказки по необходимости или пропуская отдельные задания по желанию; даже если пропустить все задания, приложение все равно проведет игроки по всему маршруту).

            Современный туристский рынок предлагает широкий выбор экскурсионных маршрутов с квест-программами. Экскурсионные квесты зачастую дифференцируют по возрастным группам на три основных категории [9].

 1. Для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Акцент в данном возрастном сегменте делают на развлекательную составляющую. Внимание детей привлекают включением в программы экскурсий театрализованных представлений, музыкального сопровождения, просмотром мультфильмов. Ведущие с помощью костюмов перевоплощаются в сказочных, мультипликационных или героев игр. Для всех групп учащихся обязательно присутствие взрослых или родственников ребенка.

 2. Для учащихся от 7 до 16 лет. Так же, как и для маленьких детей, маршрутные квесты для учащихся разрабатываются на основе игровых и театрализованных приемов. Но в отличие от дошкольной группы, здесь основой служит образовательный процесс, который направлен на изучение географии, биологии, истории, химии и др. С помощью подобных маршрутных квестов учащиеся закрепляют теоретические знания, а интерактивная составляющая способствует лучшему запоминанию информации.

 3. Для студентов и взрослых людей в возрасте от 16 лет и старше маршрутные квесты составляются таким образом, чтобы участники применяли все свои знания по изучаемым дисциплинам. С этой целью составляются задания различной сложности.  

 Маршрутные квесты для взрослых условно делят на три основных группы:

1)  искусствоведческие  –  посещение  различных  музеев,  соборов,  дворцов,  галерей и выставок с изучением их истории;

2) краеведческие – прогулки по улицам и площадям города, связанные с великими историческими событиями или определенной тематикой;

3) экстремальные – выезд за город, посещение заброшенных зданий и сооружений, поездки по окраинам города.

 Однако современный туристский рынок ограничен предложениями образовательных квест-программ, содержание которых тесным образом и напрямую было бы связано, дополняло и расширяло содержание учебных дисциплин образовательных учреждений (среднего и высшего образования), а также удовлетворяло потребности дошкольных учреждений [10].

 

Источники  информации

1. Сокол И. Н. Классификация квестор [Электронный ресурс] // Молодий вчений. – 2014. – № 6(09). – С. 138–140. – URL: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf

2. Щелина Т. Т., Чудакова А. О. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни // Молодой ученый. – 2014. – № 21.1. – С. 146–149

3.  Муравьева Г. Е. Проектирование технологий обучения: учеб. пособие для студ. И преп. пед. вузов, слушателей и преп. курсов повыш. квалиф. учителей. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. – 132 с.

4. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. – М.: Учпедгиз, 1960. – 303 с.

5.Горошко Н.В. Подготовка и проведение образовательных экскурсий: учебно-методическое пособие. –Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 125 с.

6.Горошко Н. В. «Квест» как интерактивный прием образовательных экскурсий в процессе учебных практик бакалавров педагогического образования географического профиля // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (г. Новосибирск, 1–27 апреля 2015 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 168–172.

7. Интересные задания для квестов. Задания для квеста в помещении [Электронный ресурс]. – URL: http://fb.ru/article/183600/interesnyie-zadaniya-dlya-kvestov-zadaniya-dlya-kvesta-v-pomeschenii (дата обращения: 12.03.2016).

8.Алексеева Н. Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1(20) – С. 14–17.

9.MASTERFUNS. Квесты-экскурсии и квесты-прогулки [Электронный ресурс]. – URL: http://masterfuns.com/kvesty-ekskursii-i-kvesty-progulki

10. Горошко Н.В., Литвинова О.С. Практические работы на местности и образовательные квест- маршруты по изучению природы родного края / Н. В. Горошко, О. С. Литвинова ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2017. – 188 с.