Ценностный потенциал культуры здоровья

В условиях динамичного преобразования российского общества сегодня возникают социальные и психологические проблемы, которые меняют внутренние ощущения детей и взрослых, резко влияют на индивидуальное самочувствие и социальное поведение подрастающего поколения. Поэтому в последние годы специалисты самого различного гуманитарного профиля обращают внимание на то, что в систему воспитания общей культуры  человека необходимо включать в качестве её неотъемлемого компонента воспитание культуры здоровья.

 Необходимо сразу отметить, что понятие «культура здоровья» чаще всего разрабатывается в современных исследованиях как междисциплинарная категория, интегрирующая знания антропологических наук в культурологическом аспекте. В большом количестве случаев имеет место смешение  таких ключевых понятий как «культура здоровья», «культура здорового образа жизни», «валеологическая культура». Более того,  схемы структурной дифференциации культуры здоровья могут существенно различаться между собой, включать, например, физический, физиологический, психологический и интеллектуальный компоненты здоровья (Л.П. Царевский). В свою очередь, мы придерживаемся точки зрения педагога-исследователя И.И. Новоселовой [1], по мнению которой культура здоровья состоит из: духовно-нравственного, эстетического, коммуникативного, когнитивного, креативного, мотивационно-деятельностного, чувственно-волевого и трансляционного компонентов.

Выполнив анализ уже имеющихся научных подходов к раскрытию содержательной сущности категории «культура здоровья», мы сделали  следующие выводы:

  1. Культура здоровья выражается в конструктивном поведении человека, которое способствует предупреждению и преодолению болезней.
  2. Ценностный потенциал культуры здоровья – это всегда некоторая совокупность общественных, в том числе и  духовно-нравственных ценностей.
  3. Стратегической ценностью культуры здоровья является активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего личностного потенциала.
  4. Основа культуры здоровья – осознанное ценностного отношения человека к своему собственному здоровью.
  5. Необходимостью для формирования культуры здоровья является сознательно усвоенное учащимися в процессе специально организуемого  обучение  основ ЗОЖ (здорового образа жизни).
  6. Показатель достигнутой культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточно высоком уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития.

Таким образом, «культура здоровья» предстает перед нами как составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в повышенном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, основанная на ведении ЗОЖ.

Для того, чтобы в практико-ориентированном плане актуализировать для родителей и учителей ценностный потенциал культуры здоровья, мы условно выделяем 3 основных элемента: когнитивный, креативный и конатативный (И.И.Новоселова).

Когнитивный (познавательный) элемент культуры здоровья предполагает наличие у человека желания и потребности к приобретению, пониманию, анализу, преобразованию и использованию знаний о сущности здоровья. Данный элемент способствует развитию следующих качеств: физиологических; интеллектуальных; владению культурными нормами и традициями; способностью воплощения добываемых знаний о здоровье в духовные, материальные, деятельностные формы. Когнитивный элемент предусматривает последовательное изменение самосознания подрастающего поколения, начиная с ситуативно обусловленных взглядов на проблему здоровья, и приходя к устойчивому пониманию его роли в жизни человека.

В нашей школе «София» мы создаём условия не только для получения учащимися знаний о здоровье, здоровом образе жизни, но и для самостоятельного их преобразования и использования. К примеру, это проявляется в проектной деятельности. Толчком к познанию в ходе подготвки к проектировочной деятельности служат и смотры-конкурсы листовок на тему ЗОЖ.

Креативный (творческий) элемент культуры здоровья – это наличие личностных результатов самосовершенствования человека в физическом, психическом, духовно-нравственном плане. О наличии данного феномена свидетельствуют и такие качества личности, как инициативность, одухотворённость, изобретательность, неординарность, проницательность, прогностичность и т.д. Креативный элемент обеспечивает подрастающему поколению возможность активного самосовершенствования и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека и ЗОЖ.

 Если мы говорим о креативном элементе здоровья, то самореализовать себя  ребята могут на ярмарках, традиционно проводимых в нашей школе. Здесь учащиеся в полной мере проявляют свою изобретательность и неординарность, продавая изделия, созданные своими руками. Творческий элемент тесно переплетается с конатативным элементом.

Конатативный (поведенческий) элемент культуры здоровья включает моторно-волевую сферу регуляции жизненного опыта человека, изначально состоящую из способов некритических ситуативных поведенческих стереотипов детей, которые затем переходят в стадию осознанного критического усвоения ими элементов ЗОЖ, формирования положительных устойчивых привычек и проявления сформированной, активной, самоконтролируемой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

 В начальных классах нашей школы уже не первый год работает ученическое соуправление. Каждый ученик имеет общественное поручение. Это даёт ребятам возможность для самовыражения и саморазвития, учит детей дисциплине, самообслуживанию, самостоятельности и самоорганизации. А это немаловажно в развитии и воспитании конкурентоспособной личности, умеющей творчески мыслить, принимать неординарные решения.

 Для профилактики простудных заболеваний  осенне-весенний период мы организуем приём фиточаёв. С целью укрепления здоровья для учащихся раз в четверть организуем приём кислородных коктейлей. Ребята с большим удовольствием пьют их на переменках. Так как эти мероприятия проводятся систематически, учащиеся всегда ждут их с нетерпением. Это становится положительной устойчивой привычкой.

 Нами проводятся «Недели начальных классов», которые  носят явно выраженный поведенческий аспект. Прежде всего здесь важно участие в мероприятиях – возможность для ребёнка проявить свою фантазию, изобретательность и инициативность.

 Комфорт на уроке – один из важнейших факторов психологического состояния учащихся. Уже не первый год работаем в русле коммуникативно-   деятельностной дидактики. Наши дети учатся работать в системе  свободного проблемного диалога. Работа строится на партнёрстве: ученик – учитель, ученик – ученик. Каждый имеет право свободно высказывать свою точку зрения, отстаивать своё мнение, но при этом дети учатся слушать и слышать другие мнения и точки зрения. А технология оценивания учебных успехов помогает формировать у учащихся правильную самооценку.

Основной комплекс мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья и участие в них детей представлен в таблице 1 (см. Приложение)

Как учебная так и внеурочная деятельность у нас обязательно сориентирована на формирование универсальных учебных действий (УУД).  На уроках физкультуры преподаватели отслеживают физическое развитие учащихся, их двигательную активность (мониторинг норм физической нагрузки учащихся). Многие ребята участвуют в сдаче норм ГТО. Такую сдачу мы приурочили ко Всемирному Дню здоровья, который отмечается в нашей школе каждый год.

Раз в год у нас проводится медицинский осмотр учащихся. Диагностика эффективности реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включает выявление уровня сформированности нравственного потенциала учащихся (анкетирование с целью  включения степени осознания школьниками значимости здорового образа жизни, экспертную оценку экологической культуры, диагностику степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью и др.

 В начале и в конце учебного года обязательно проводится диагностика метапредметных универсальных учебных действий (УУД). Рабочие показатели регулярно проверяемых нами УУД приведены в таблице 2. (См. Приложение)

Таким образом, формируя «культуру здоровья» у наших учащихся, мы стараемся добиться понимания, что она является главной составляющей успешного развития многосторонней личности.

Информационные источники:

1. Новосёлова И.И. Развитие культуры духовного и физического здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Дис.  … канд. пед. наук.    Йошкар-Ола, 2000.