Введение в профессию. Главные отрасли сельскохозяйственного производства

Сегодня, как никогда ранее, важно привлечь молодое поколение в сферу сельскохозяйственного производства. Для развития у старшеклассников интереса к главным отраслям сельскохозяйственного производства, популяризации деятельности ученого-аграрника нами была разработана программа «Введение в профессию».

В ходе реализации программы, учащиеся знакомятся со следующими профессиями: ветеринарного врача, ветеринарного микробиолога, агрохимика, почвоведа, растениевода, ландшафтного дизайнера. Содержание программы предусматривает также знакомство учащихся с традиционными и инновационными технологиями агропромышленного комплекса, приобщение к работе лаборантов.

Содержание программы «Введение в профессию» состоит из 6 блоков-модулей. Предусмотрены теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с традиционными и инновационными технологиями агропромышленного комплекса, на практических — выполняют лабораторные работы, осваивают методики исследований, в целом, определяются в выборе дальнейшего своего образовательного пути по конкретным направлениям предметной деятельности.

После освоения программы «Введение в профессию» учащиеся-старшеклассники имеют возможность заниматься далее по профессионально-ориентированным авторским образовательным программам педагогов СЮН (Станции юных натуралистов).

Обучение по данной программе «Введение в профессию» строится на принципах компетентностного, системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, на принципах научности и доступности, связи теории с практикой.

Цель программы — способствовать формированию у обучающихся устойчивого познавательного  интереса к изучению сельскохозяйственных дисциплин,  теоретически и практически подготовить их к сознательному выбору сельскохозяйственной профессии.

Задачи:

  1. сформировать представление о профессиях в сельском хозяйстве;
  2. обеспечить развитие познавательной активности обучающихся;
  3. способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

Прогнозируемые результаты. В результате реализации дополнительной общеобразовательной программы «Введение в специальность» обучающиеся:

  1. Должны знать:
  • основные понятия и определения по разделам изучаемого курса;
  • основные направления деятельности ландшафтного дизайнера, ветеринарного врача и микробиолога, агронома, почвоведа, агрохимика;
  • основные элементы ландшафтного дизайна;
  • влияние и виды удобрений;
  • требования к гидропонному способу выращивания растений;
  • механизм корневого питания растений;
  • классификацию микроорганизмов и физиологию бактерий;
  • функциональное значение клеток крови и диагностическое значение исследования крови;
  • функции и значение почвы.

2. Должны уметь:

  • провести дизайн-исследование участка;
  • определить энергию и всхожесть семян;
  • работать с микроскопом;
  • определять рН и концентрацию раствора;
  • определять гидрохимические показатели.

Методическое обеспечение программы. При выборе методов обучения используется известная  классификация исследователей-дидактов И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина в основе которой лежит уровень познавательной деятельности самих учащихся: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), эвристический (частично-поисковый), исследовательский.

Используются интерактивные методы обучения. Цикл теоретических занятий проводятся в форме интерактивных лекций (ИАЛ): обзорные лекции и лекции-визуализации. Обзорные лекции проводятся для углубления содержания по разделам и приведения его в четкую систему знаний учащихся. Лекция-визуализация основана на принципе наглядности. Метод визуализации позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет её систематизации и выделения наиболее важных элементов сообщения.

Системно-комплексная диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, опроса, собеседования, решения задач по методике опытного дела, практических работ.

Объем программы — 72 часа.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия 2 часа по 45 минут с 15-минутным перерывом.

Содержание программы

Блок-модуль 1: Основы ландшафтной архитектуры

1.1.Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Режим работы. Организационно-педагогические требования.  1.2. Лекция: «Профессия — ландшафтный дизайнер». История ландшафтной архитектуры. Просмотр видеоматериалов по теме. 1.3. Лекция: «Основные понятия и определения. Задачи ландшафтной архитектуры. Главные принципы организации пространства». 1.4. Лекция: «Этапы работы ландшафтного дизайнера». Практика: Дизайн-исследование участка (экскурсия на пришкольную территорию). 1.5. Лекция; «Основные элементы ландшафтного дизайна (газоны, цветники, геопластика, водоёмы). Условные обозначения в проектировании ландшафтных объектов.  1.6. Лекция: «Материалы, используемые в ландшафтной архитектуре. Ассортимент растений». Практика: Эскиз цветника с заданными параметрами. 1.7. «Лекция: « Направления и стили в ландшафтной архитектуре. Развитие ландшафтной архитектуры в России». Итоговое тест-задание на освоение учебного материала.

Блок-модуль 2: Растениеводство

2.1.Лекция: «Профессия — агроном: направления деятельности. Состояние и перспективы развития растениеводства и его отрасли — кормопроизводства. Предмет, история кормопроизводства и основные задачи. 2.2. «Растения семейства бобовых, мятликовые,  капустовые, паслёновые, астровые, осоковые.  Их роль в фитоценозах». Практика: Определение основных видов бобовых по семенам. 2.3. Лекция: «Сорные растения. Биологические особенности сорняков. Классификация по биогруппам  основных видов сорняков. Вред, причиняемый сорными растениями. 2.4. Лекция: «Растения сенокосов и пастбищ. Биологические и экологические особенности луговых растений.  Растительные сообщества сенокосов и пастбищ». 2.5. Лекция: «Система применения удобрений. Понятия об удобрениях. Влияние и виды удобрений». Практика: Закладка лабораторного опыта «Определение энергии прорастания и всхожести семян». 2.6. Практическое занятие: «Определение энергии и всхожести семян». Итоговое тест-задание на освоение учебного материала. 2.7. Лекция: Гидропоника – перспективное направление растениеводства. Преимущества выращивания методом гидропоники. Виды гидропонных установок. Практика: Знакомство с устройством вертикальной безъячеистой гидропонной установкой, рассадниками капиллярной приливно-отливной гидропоники, горизонтальными циклическими гидропонными установками приточного типа. Составление денотатного графа. 2.8. Лекция: «Требования к гидропонному способу выращивания. Приборы для определения параметров микроклимата: психрометр «Комфорт» (влажность воздуха);  цифровой Lux-метр (освещенность)». Практическая работа по определению освещённости помещения.  

Блок-модуль 3: Ветеринарная микробиология

3.1.Лекция: «Профессия — ветеринарный микробиолог. Возникновение и развитие микробиологии. Мир микроорганизмов, места обитания микробов». 3.2. Лекция: «Классификация микроорганизмов. Физиология бактерий (формы, размеры, строение, подвижность, функции прокариотической клетки)». 3.3. Лекция: «Физиология бактерий (размножение, рост, спорообразование, питание микроорганизмов, факторы риска, принципы культивирования)». 3.4. Лекция; «Физиология бактерий (образование пигментов, токсинов, ароматических и других веществ, способы энергетического обмена, дыхание и брожение). 3.5. Лабораторная работа «Мир бактерий вокруг нас». Тест-задание на освоение учебного материала.

Блок-модуль 4: Ветеринарная медицина

4.1.Лекция: «Профессия — ветеринарный врач: направления деятельности». 4.2. Лекция: «Гематологические исследования ветеринарии. Морфологический состав крови». 4.3. Лекция: «Функциональное значение клеток крови. Диагностическое исследование клеток крови». 4.4. Лабораторная работа: «Общий анализ крови». 4.5. Лекция: «Ветеринарная паразитология». 4.6. Лабораторная работа: «Определение гидрохимического режима». Тест-задание на освоение учебного материала.

Блок-модуль 5: Агрохимия

5.1.Лекция: «Профессия агрохимик. Агрохимия — наука о минеральном питании растений. Макро-, микроэлементы в жизни растений. Водные растворы растений. Маточные растворы. Рабочие растворы». 5.2. Лекция: «Механизм корневого питания растений. Концентрация питательных растворов. Маточные растворы. Рабочие растворы. Приборы контроля концентрации рабочего раствора: TDS-метр, ES-метр». Практика: определение концентрации питательного раствора. 5.3. Лекция: «Значение pH раствора в развитии растений. Контроль pH раствора. Приборы контроля pH раствора. 5.4. Практическая работа: «Контроль содержания питательных веществ и pH в питательном растворе». Решение агрохимических задач.

Блок-модуль 6: Почвоведение

6.1.Лекция: «Что изучает почвовед. Что есть почва? Происхождение. Функции. Значение для жизни на Земле». 6.2. Практикум: «Физические свойства почвы». 6.3. Лекция: «Почва как живая система». 6.4. Занятие-демонстрация: «Микроорганизмы почвы. бактерии. Грибы». 6.5. Лекция: «Почва как биохимический раствор. Органическое вещество почв. Ферменты».  6.6. Практическое занятие: «Оценка ферментативной активности почвы на примере каталазы». 6.7. Заключительное занятие. Опрос по учебному материалу».

 

Дополнительные файлы: