Создание инклюзивного образовательного пространства в средней общеобразовательной школе

 В 2016 году в Российской Федерации на государственном уровне был введен стандарт для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии с сопровождающими этот стандарт методическими рекомендациями по его осуществлению в нашей средней общеобразовательной школе № 143 города Новосибирска началась соответствующая работа.

Для системной реализации всех современных принципов инклюзивного образования в школе была создана Целевая  программа, важнейшей организационно-педагогической частью которой стало изначально четкое определение основополагающих механизмов педагогически продуктивного взаимодействия всех участников инклюзивного образовательного процесса.

По нашему замыслу программа должна содержать в себе следующие пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический и социально-педагогический. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Концептуальный модуль. Психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ в концептуальном плане предполагает системно-комплексное обследование и постоянный мониторинг динамики развития, социализации, успешности освоения обучающимися основной и адаптированной образовательных программ.

Диагностико-консультативный модуль. В данном модуле содержится подпрограмма, нацеленная на углубленное изучение ребенка специалистами школы. Что это конкретно значит? Прокомментируем имеющийся у нас на сегодняшний день практический исследовательский и консультационный опыт. Учителя, социальный педагог, педагог-психолог совместно фиксируют усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляют трудности, которые испытывают дети в сфере обучения, прогнозируют условия, при которых эти трудности могут быть успешно преодолены. Учителя, в процессе учебных занятия, по специально разработанным схемам отмечают характерные личностные особенности детей, оценивают адекватность их поведения в различных учебных ситуациях  с учетом качества освоения обучающимися основной или адаптированной образовательной программы. Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет сбор сведений о каждом ребенке с ОВЗ у учителей, родителей (законных представителей), изучает учебные и внеучебные достижения детей, в целом, проводит системно-комплексное обследование, выявляя и раскрывая конкретные причины тех или иных затруднений психического и логопедического характера. На основе анализа собранных фактических данных формулируются рекомендации по обучению и воспитанию, а в отдельных  случаях рекомендуется составление индивидуального образовательного маршрута, требующего тщательно выверенного медико-психолого-педагогического сопровождения.

 На основе полученных рекомендаций и регулярно проводимых наблюдений всеми участниками инклюзивных образовательных отношений составляется единый комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с выделением этапов и конкретизацией содержания коррекционной работы, обязательно включающей мониторинг психолого-социального развития. Уделяется самое серьезное внимание предупреждению физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и проведению своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Коррекционно-развивающий модуль. Основными направлениями в коррекционной работе являются:

- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием образования;

- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

- коррекция нарушений устной и письменной речи;

- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышению учебно-познавательной мотивации.

В настоящий момент творческой группой наших учителей разработана адаптированная основная образовательная программа, включающая в себя все основные требования, сформулированные в тексте ФГОС НОО О ОВЗ. Педагогами составлены и успешно реализуются адаптированные рабочие программы, где особое внимание уделяется коррекционно-развивающему блоку; в календарно-тематическое планирование включен коррекционный блок, где указаны формы, методы работы с детьми с ОВЗ на конкретных уроках; домашнее задание также составлено с учетом потребностей и возможностей детей с ОВЗ; в программах указаны задания, адаптированные для выполнения обучающимися с ОВЗ.

Учебный план и соответствующие адаптированные рабочие программы учителей, а также расписание занятий составлены с учетом особенностей психофизического развития и специфики имеющихся нарушений у детей с ОВЗ. Во всех классах, где обучаются дети с ОВЗ, проводится коррекционно-развивающая работа, существует система отслеживания динамики развития обучающихся. Реализуется щадящий режим для нуждающихся в этом детей (по рекомендациям ПМПк): продолжительность урока сокращена на 5 минут, введены дополнительные каникулы, 5-дневная учебная неделя (1-4 классы), 2-х разовое горячее питание.

Лечебно-профилактический модуль. Модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно-профилактических процедур.

Социально-педагогический модуль. В соответствии с требованиями этого модуля учителя должны быть хорошо знакомы с особенностями развития неоднородной группы детей с ОВЗ. Как показывает наш  опыт это дает возможность глубже разобраться в комплексе существующих проблем ребенка, правильно интерпретировать рекомендации специалистов, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими те тли иные нарушения. С детьми с ОВЗ у нас работают учителя и воспитатели, прошедшие специальную подготовку, а также специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.

В комплексе проводится работа с семьей для повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка, такая работа ведется в форме индивидуальных консультаций специалистами, лекториев на родительских собраниях.

В организационно-методическом плане наша школа выстроила на данный момент свою  собственную модель инклюзивной системы, в основании которой находится опыт учителей, а также анализ позитивных результатов инклюзивной образовательной деятельности. Модель включает в себя следующие тесно взаимодействующие между собой направления работы:

- психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка;

- коррекционное сопровождение (психолого-медико-педагогический консилиум);

- классно-урочные занятия и занятия по выбору обучающихся: внеурочная работа школы с обучающимися и родителями (законными представителями);

- общешкольное ученическое самоуправление;

- развитие творческого потенциала детей с ОВЗ;

- сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка.

Объективные результаты работы фиксируются в индивидуальном коррекционном дневнике и индивидуальной карте развития обучающегося с ОВЗ.

В рамках реализации системы инклюзивного образования, с целью создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в школе осуществляется  работа по модернизации материально-технической базы.

Техническое оснащение школы позволяет создать благоприятные условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: вход оборудован пандусами, отсутствуют пороги, дверные проемы расширены, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в случае необходимости,  может использоваться механический подъемник.

Образовательное внутреннее пространство школы организовано с учетом потребностей всех обучающихся, в том числе с ОВЗ, в частности,  выделено место для родителей, ожидающих детей. В период ожидания родители могут ознакомиться с различной информацией об особенностях развития и обучения детей на стенде психолога; на каждом этаже организованы рекреационные зоны с озеленением, диванчиками; есть игровые зоны в учебных кабинетах; имеется зона отдыха с возможностью уединения; удобно расположены и доступны стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке (режиме) функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах.

Учебные кабинеты и кабинеты специалистов в школе оснащены интерактивным оборудованием, мультимедийной аппаратурой, музыкальными центрами с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы).

Для очищения воздуха и создания благоприятного микроклимата учебные кабинеты оснащены ионизаторами воздуха.

В 2015-2016 учебном году в рамках программы «Доступная среда» нами приобретено следующее  современное обучающее оборудование: образовательная и коррекционная система EduPlay (Эдуплей) для детей первого года обучения — обучающая система для дошкольников и детей, требующих специального обучения, образовательный комплекс Multimind (Мультимайнд). Библиотека школы укомплектована справочной и методической литературой, пособиями, справочниками, в том числе различными методическими пособиями для обучающихся начальной школы, позволяющими реализовать ФГОС НОО О ОВЗ: логические планшеты, игры с полосками на сложение, доска для умножения и деления.

Для укрепления физического здоровья детей с ОВЗ и развития координации движения приобретено спортивное оборудование: маты напольные, балансирующие доски, балансирующие качели, многофункциональный модуль «Волна».

 Все изложенное позволяет нам заключить, что реализуемая программа развития инклюзивного образования в средней общеобразовательной школе № 143  города Новосибирска реально ориентирована на доступность качественного образования для всех категорий детей, повышение конкурентоспособности школы, создание для всех участников образовательных отношений максимально благоприятных условий для самореализации личности в образовательной, внеурочной и профессиональной педагогической деятельности.