Система идентификации детской одаренности в процессе дополнительного образования

Мария Сергеевна Скасырская, педагог-психолог ДДТ «Центральный», г. Новосибирск

Ежегодно в нашем учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика по выявлению одаренности детей. И как подтвердила многолетняя практика — это должна быть достаточно сложная, длительная и многоступенчатая процедура.

Несмотря на значительные достижения современной науки в области психолого-педагогического изучения детской одаренности, наиболее распространенным критерием отбора одаренных детей остается их высокая успеваемость в школе, их «обученность». Однако понятия «одаренные» и «высокоуспевающие дети» далеко не идентичны. Да и в целом, детская одаренность многолика, а значит не существует единого для всех, универсального средства ее диагностики. Многолетние исследования отечественных ученых свидетельствуют: системно организованная работа по выявлению одаренных детей должна носить комплексный и длительный, многоступенчатый характер.

Комплексность обеспечивается за счет изучения не только экспертных оценок (в роли экспертов могут выступать психологи, педагоги, высококлассные специалисты в той области, на деятельность в которой ребенок внутренне мотивирован), но и мнения родителей, одноклассников, друзей — информация, полученная от них, может представлять не меньшую ценность, особенно в случаях скрытой одаренности.

Под длительностью исследования подразумевается не месяц и даже не год, а значительно больший период.

Психометрические способы исследования (тестирование) помогают частично решить задачу выявления некоторых особенностей личности, но не могут дать однозначного ответа на вопрос — «одарен ребенок или нет?». Так, многие ученые признают, что тесты IQ измеряют весьма ограниченный диапазон способностей, поэтому не могут служить универсальным средством для выявления одаренности. То же самое можно сказать и обо всех других формализованных способах тестирования. Однако это не означает, что психометрическое тестирование бесполезно.

Все большую популярность при выявлении одаренных приобретают в наши дни критериально-ориентированные тесты. Их задача — не сравнение способностей ребенка с результатами специальной выборки его сверстников, а выявление уровня владения определенными понятиями и навыками (определяется, что ребенок умеет делать и что он знает). Этот метод позволяет более содержательно оценивать динамику развития ребенка, сравнивая его с самим собой, а не с другими.

По мнению ряда авторитетных отечественных и зарубежных ученых, наиболее полезными для обнаружения отдельных существенных признаков скрытой одаренности являются тесты Векслера, взятые в их современных версиях, а также тесты креативности Торренса.  В дополнение к ним следует принимать во внимание и результаты исследования других ученых.

Так, по мнению Е. И. Щеблановой, только тщательный анализ не только достижений, но и трудностей в учении детей позволяет выявить действительную одаренность ребенка. Поэтому далеко не бесполезным является применение методики ШТУР («Школьный тест умственного развития», созданный под руководством К. М. Гуревича), нацеленной на выявление нарушений мыслительной деятельности учащихся.

Одна из современных моделей идентификации скрытой одаренности предложена канадским психологом Дж. Люпарт. По ее мнению, в традиционной диагностике используется одинаковая для всех статичная, количественная, фрагментарная, изолированная и основанная на мнении экспертов и сравнении с другими оценка детей, при которой скрытую одаренность трудно обнаружить. Новая модель ориентирует диагностический процесс на конкретного учащегося в контексте его деятельности, его интересов и его образовательных потребностей. Целостная, разносторонняя и динамическая оценка познавательно-когнитивного и мотивационно-личностного развития основывается на широком определении одаренности, имеет опережающий (прогностический) характер и строится на сотрудничестве разных специалистов, а также непосредственным взаимодействии с самим учащимся. Предлагаемая Дж. Люпарт модель диагностики включает в себя как формальные, так и неформальные оценочные процедуры, а также информацию, полученную от педагогов и родителей.

Отечественные психологи, в том числе и авторы «Рабочей концепции одаренности», рекомендуемой на государственном уровне, советуют при изучении личности ребенка придерживаться следующих правил:

  • не отсеивать детей с трудностями в учении как неодаренных на начальном этапе исследования;
  • не отождествлять умственно одаренных детей с высокоуспевающими или высокообученными;
  • учитывать специфические проблемы детей, способные негативно повлиять на показатели тестирования;
  • принимать во внимание качественные характеристики, профиль показателей, а не только суммарный тестовый балл;
  • анализировать показатели ребенка, имеющего какую-либо проблему, в сравнении с показателями других детей с такими же проблемами;
  • стремиться определить виды деятельности, в которых проблемы проявляются особенно сильно (вплоть до неспособности к чему-либо);
  • стремиться определить условия и характеристики, которые позволяют эффективно устранить или компенсировать трудности ребенка, чтобы в достаточной степени были раскрыты и его сильные стороны;
  • изучать продукты деятельности ребенка в интересующей его сфере, созданные им самостоятельно по личной инициативе;
  • привлекать экспертов в той области, к которой ребенок проявляет интерес, в которой он имеет продукты деятельности, превосходящие продукты других людей;
  • перед применением психометрических способов исследования проводить тренинг, помогающий ребенку снять комплексы, преодолеть психологические барьеры.

Все ранее изложенное, позволяет нам утверждать, что диагностика одаренности в учреждении дополнительного образования детей должна проводиться в несколько этапов и должна обязательно отражать специфику осуществляемого образовательного процесса. В частности, в настоящее время в Доме детского творчества «Центральный», диагностика по выявлению детской одаренности проводится выборочно, и осуществляется в длительном режиме — на протяжении трех лет. Сплошное диагностическое обследование на сегодняшний день признано нами уже малопродуктивным, но избыточно трудозатратным.

В системно-комплексной работе с диагностическими методиками принимают участие педагоги, обучающие детей по дополнительным общеобразовательным программам различной предметной направленности, а также родители обучающихся. Совместное участие родителей и педагогов дает возможность более полно, «рельефно» раскрыть существующие увлечения детей и выявить их доминирующие интересы и потребности.

Еще раз подчеркнем: эффективная идентификация детской одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования в принципе невозможна. Это сегодня — очевидный для нас факт. Поэтому вместо одномоментного диагностического отбора одаренных детей в нашем учреждении реализуется поэтапная система диагностического обследования по выявлению детской одаренности среди различных категорий обучающихся.

На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности, проводится с помощью специально разработанных опросников, целевого психолого-педагогического наблюдения, применения различных модифицированных оценочных процедур, которые должны — в соответствии с реализуемой концептуальной моделью — с максимальной полнотой отражать практически все стороны и проявления одаренности.

На втором этапе, а иногда и на следующем третьем этапе, используются все более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты), соответствующие уточненным целям отбора.

Стоит сразу отметить, что для педагогического коллектива Дома детского творчества нами был сформирован банк диагностических методик, где тщательным образом были подобраны методики и диагностики детской одаренности с учетом типичных склонностей и интересов обучающихся. В этом случае обеспечивается учет доминирующей направленности выбранной предметной образовательной деятельности ребенка. осваиваемой им в рамках общеразвивающих образовательных программ. Кратко поясним сказанное.

Так, при помощи методики независимых экспертных оценок по определению одаренных детей (А. А. Лосев) и методики оценки общей одаренности (А. И. Савенков), сопутствующих первому этапу применения разработанного комплекса диагностических процедур, в 2016–2017 учебном году было выявлено 220 детей имеющих склонность к определенному виду деятельности. Необходимо также отметить, что в этом же учебном году нами было выборочно опрошено 345 детей первого года обучения из различных творческих объединений: ИЗО и ДПИ; хореография, вокал и музыкальные инструменты; интеллектуальные игры. Это, на наш взгляд, позволяет повысить объективность получаемых в обозримой перспективе диагностических данных.

На условно завершающем, третьем этапе выявления одаренных детей, результаты классических диагностических процедур, соотносятся с реально значимыми достижениями детей, тема достижениями, которые были отмечены высоким уровнем полученных конкурсно-соревновательных наград. Таким образом диагностические психолого-педагогические данные естественным образом вводятся в содержательно-смысловое сопряжение с результатами учебно-творческих достижений детей. В таком (обобщенном) виде они и вносятся в комплектуемую базу данных.

Психолого-педагогический анализ результатов выполненной системно-диагностической работы позволил нам с достаточной степенью надежности уже на первоначальном этапе обучения детей в Доме творчества «Центральный», выявить тех из них, которые объективно обладают повышенной склонностью к той или иной предметной образовательной деятельности. В частности, в ходе развернутого диагностического обследования, соотнесенного с творческими образователньыми достижениями учащихся, обучающихся по общеразвивающим дополнительным программам, было выявлено:

В 2014–2015 учебном году — 188 детей.

В 2015–2016 учебном году — 222 ребенка.

В 2016–2017 учебном году — 217 детей.

В опоре на полученные результаты, охарактеризованного здесь диагностического обследования детской одаренности, нами были составлены научно-психологические рекомендации для руководителей детских творческих объединений по более эффективному составлению и корректировки ими дополнительных общеобразовательных программ, учитывающих выявленный уровень детской одаренности.

И в заключении особым образом подчеркну: любые предлагаемые варианты разноплановых многоступенчатых диагностических обследований не должны становиться самоцелью, их основная задача — подготовка почвы для грамотной, научно обоснованной работы по развитию, обучению и воспитанию творчески одаренных детей.