Образовательное событие как педагогический феномен. Открытый показ: «Мир глазами детей и взрослых»

Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей как их духовно-нравственные, ценностно-смысловые ориентации [1]. Для достижения столь высоких воспитательно-образовательных результатов уже сегодня необходимо внесение значительных изменений во взаимоотношения всякого конкретного индивида-учащегося с окружающим его социумом.

В Информационно-экономическом лицее накоплен большой практический опыт по формированию социальных компетенций обучающихся. Для нас социальная практика обучающихся лицея — это успешно реализованные социальные проекты: «Мой Новосибирск», «Образовательная экскурсия по Ленинскому району города Новосибирска», «Моя малая Родина», «Субъект Российской Федерации — Новосибирская область», международный проект «Будь здоров!»; волонтерские акции, День добрых дел; творческие конкурсы и многое другое. Важно, чтобы проводимые воспитательно-образовательные мероприятия стали ярким событием для растущей личности. Как этого добиться?

В своей профессиональной педагогической деятельности мы ориентируемся на следующую теоретическую идею Б. Д. Эльконина: «Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его пониманию и принятию»[2]. Мы уверены, что образовательное событие должно нести для обучающихся глубокий личностный смысл, должно обязательно приниматься всеми участниками образовательного взаимодействия и, кроме того, иметь пролонгированное действие.

Сущность образовательного события, на наш взгляд, заключается в том, что целенаправленным образом создаются определенные психолого-педагогические условия для какого-либо самостоятельного, ответственного. общественно значимого действия со стороны старших подростков. В результате совершения такого рода действия обязательно имеет место определенный, реально ощутимый продукт. Затем следует обеспечить эмоционально-личностное усиление достигнутого эффекта от этого действия через совместную рефлексию. Ну, а таким образом обретенный совместный опыт — осмысленный и осознанный — превращается в еще одно социально-педагогическое средство, ресурс, фактор для постановки уже новой, еще более высокой, цели, наполненной определенным жизненно-значимым смыслом.

Бесспорно: ценностно-смысловые ориентации становятся значимыми и попадают в личную структуру человека только при условии, что они находят эмоционально-личностный отклик, имеют смысл для конкретного индивида. Поэтому сегодня так важно обеспечить переход от пассивных методов обучения и воспитания к совместной работе детей и взрослых, подростков и их родителей, другими словами, обеспечить переход от объяснительно–иллюстративного метода образовательного взаимодействия к активно-творческому.

В современном воспитательном процессе особым образом выделяются, на наш взгляд, следующие три важных момента внутренней сознательной саморегуляции социального поведения старших подростков, во-первых, мотив долга и ответственности, во-вторых, мотив поиска какой-либо сознательно выработанной позиции в отношении окружающих подростка людей и, в третьих, мотив достижения четкого взаимопонимания и, следовательно, конструктивного взаимодействия с другими людьми. Все это в комплексе достижимо только в процессе активного переживания и совместно осуществляемой жизнедеятельности, то есть в процессе специально организуемой совместной социально значимой практики.

Исходя из фактов нашего практического опыта, тематика образовательных событий может быть связана с решением самых общих задач воспитания, но такая практика обязательно предполагает участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Ну, а в центре собственно педагогического внимания должно находиться включение обучающихся в процесс преобразования такой среды.

Проиллюстрируем теперь все ранее изложенное на примере технологии подготовки и проведения образовательного события в жанре «открытый показ» на тему «Совместные поиски смысла или Мир глазами детей и взрослых». Это мероприятие было реализовано в марте 2017 года среди обучающихся 7–8 классов в нашем Информационно-экономическом лицее.

Главная идея данного образовательного события заключалась в активизации ценностно–смысловых представлений у старших подростков и их родителей средствами создания и обсуждения социальной рекламы.

При подготовке к данному «Открытому показу» мы опирались на Федеральный закон «O рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года. Напомним, с точки зрения российского законодательства, социальная реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, a также на обеспечение интересов государства [3].

Этапы реализации ранее названного образовательного события были следующие:

  1. Создание детско-взрослой общности.
  2. Просмотр социальных реклам, уже созданных нами в разные годы. например: «Позвоните родителям!», «Все, что важно, рядом с тобой», «Жить!» и др.
  3. Выявление наиболее важных узловых моментов обсуждаемых социальных проблем. Совместная групповая работа по личностно-деятельностной конкретизации обсуждаемых проблем, которые интересуют подростков.
  4. Дискуссия посредством сопоставительного анализа позиций детей и взрослых, их взглядов и утверждений, попытка понимания сущности разных мироощущений.
  5. Выявление наиболее жизненно-значимых (т.е. актуальных) для современного общества проблем, принятие их родителями и детьми как социально-перспективных.
  6. Проектно-групповая работа детей и взрослых по созданию сюжетов социальной рекламы, ее слогана, распределение ролей, выбор модераторов образовательного события.

На проектно-групповом этапе особенно важно сосредоточить внимание на тех правилах, которые обычно принято соблюдать при создании любых материалов социальной рекламы. Для актуализации этих правил проектно-групповая команда должна совместно ответить на ряд следующих вопросов, позволяющих четко увидеть цели и спрогнозировать результат работы:

-Какова проблема и причины ее появления?

-Какое решение проблемы вы можете предложить?

-Какова целевая аудитория?

-Какую реакцию вы ожидаете от выбранной аудитории?

-Что должно заставить их изменить свое поведение? Как можно достигнуть желаемой реакцию? [4].

7. Создание социальной рекламы (совместно с родителями), подготовка ее презентации в детско-взрослой аудитории.

8. Панорамный просмотр образцов социальной рекламы.

9. Обсуждение социальной рекламы с использованием метода «Горячий стул».

Метод «Горячий стул» представляет собой творческое ролевое задание, используемое в качестве эффективного инструмента для обсуждения проблемных вопросов и взаимообмена информацией. После просмотра социальной рекламы модератор задает первый наводящий вопрос, который означает начало обсуждения. Характер данного метода. сама логика его реализации позволяет принять участие и высказать свое мнение каждому члену групп, в том числе и учителю. 

Практика показала, что самой полной и интересной, по мнению всех участников образовательного события, оказалась социальная реклама ««Мы в ответе за тех, кого приручили!»

Взгляд детей здесь достаточно прост: «На наш взгляд, имеет большое значение формирование соответствующего мировоззрения у людей. В семье, с детского сада, надо воспитывать у детей любовь к животным и ответственное отношение к домашним питомцам. Для того чтобы привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме бездомных животных, мы решили подготовить социальный видеоролик. Сюжет ролика появился у нас после обсуждения в классе проблемы ответственного отношения к домашним питомцам».

Начинается ролик с того, что сложилась ситуация когда девочка наконец-то смогла уговорить родителей подарить ей собаку. Сначала все шло казалось бы хорошо: девочка ухаживает за собакой, играет с ней, гуляет. Но животное требует к себе каждодневного внимания. И вот однажды собака набедокурила дома, разорвала подушку, порвала обои. И вот результат - ее выбрасывают на улицу. Некогда любимый друг оказывается среди многих других никому не нужных собак и кошек. Далее мы иллюстрируем жизненный случай, как может животное, если ему повезет, оказаться в приюте для животных.

Приют для бездомных животных находится в Дзержинском районе. В ходе подготовки ролика мы вместе с нашими родителями были в этом приюте. Несколько раз возили туда корм и лекарства. Особо отметим, что ролик был смонтирован нами после нескольких поездок в приют.

Созданная нами социальная реклама «Мы в ответе за тех, кого приручили»! была показана у нас в лицее, получила положительные оценку и одобрительные отзывы.

            Мы глубоко убеждены, если человек взял на себя ответственность за животное, то он не может оставаться равнодушным к беде бездомных кошек и собак, он обязательно найдет возможность помочь им.

            Обсуждение данной социальной рекламы модератор начал с вопроса: «Как можно воспитывать ответственное отношение к делу?» Одни родители говорили о том, насколько важно давать детям поручения и добиваться их выполнения, другие — о том, что никогда не позволят в их семье появиться домашним животным, ведь от них много мусора. Позиция детей оказалась неожиданна для большинства родителей: «У нас есть обязанности, хотим мы или не хотим, надо их выполнять», «Животные тоже имеют право на дом», «В любой ситуации надо оставаться человеком», «Животные, как и люди, нуждаются в любви и заботе», «Сначала люди бросают животных…Чего можно ожидать от них по отношению к людям?!»

Вывод: родители, не ожидавшие таких зрелых рассуждений от своих детей, заново их открывали, а дети открывали родителей.

Наиболее жаркая дискуссия возникла на «Открытом показе» вокруг, казалось бы, избитой темы «Курение». У нового поколения современных подростков новые кумиры – вейперы (курильщики электронных сигарет), которые считают, что пары, вдыхаемые вместе с никотином, намного безопаснее, чем смола и сплавы химикатов в табачных сигаретах. Так ли они безобидны? Обязательно ли пробовать курить? На эти и другие вопросы шел коллективный поиск ответов.

Особо ценным моментом в данном обсуждении мы считаем высокую степень открытости и доверия, которые проявили дети и взрослые — педагоги и родители.

Что дало нам, педагогам, это образовательное событие? Ответим на этот вопрос словами Василия Александровича Сухомлинского: «В подавляющем большинстве семей дети «открывают» в своих родителях как положительные, так и отрицательные черты. Это обстоятельство требует умелого, вдумчивого проникновения во внутренний мир ребенка. Надо так воздействовать на его сознание, чтобы он сумел отличить главное от второстепенного». [5]

Литература

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года
  2. Эльконин Б.Д. / Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) // М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  3. Федеральный закон «O рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года / URL:http://www.sociama.ru/stati/zakony-o-sotsialnoj-reklame/(дата обращения 02.03.2017 года)
  4. URL:http://limefestival.ru/news/436/ (дата обращения 22.02.2017 года)
  5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина// – М., 1979. -271 с.