Мониторинг процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Развернутый методический конспект мастер-класса

I. Постановка проблемы. Цели и задачи. Основные этапы мастер-класса. Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной и часто обсуждаемой на самых различных уровнях. Понятно, что социализация как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, создавать свой быт, выстраивать отношения с окружающими, организовывать свой досуг.

 Педагоги нашей школы ищут новые пути и ресурсные возможности для социализации детей с ОВЗ. Одним из средств, повышающих эффективность работы в данном направлении, является организация и проведение мониторинга социализации, о котором я и буду рассказывать коллегам.

 Цель: представить опыт по организации мониторинга процесса социализации детей с ОВЗ.

Задачи:

  • обосновать необходимость организации мониторинга процесса социализации детей с ОВЗ;
  • раскрыть основные организационные моменты мониторинга;
  • создать атмосферу сотрудничества всех участников мастер-класса.

Этапы проведения мастер-класса:

  1. Представление опыта работы.
  2. Обсуждение критериев и соответствующих им показателей социализации, а также имеющихся фактических результатов мониторинга.
  3. Рефлексия совместной работы в режиме мастер-класса.

II. Содержание мастер-класса. В проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» включены четыре ребенка из 7 «Б» и «В» классов. Все дети имеют справку КЭК об индивидуальном обучении и заключение ПМПК о частичной инклюзии. Дети с ОВЗ не изолированы друг от друга, а включены в общеобразовательную среду. Созданы условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Инклюзия — уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.

Вся жизнь школы строится по принципу командной работы, обеспечивающей сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов и детей на занятиях или в свободной игре, когда ребенок становится равным партнером, проявляет творческие инициативы. Основные наши принципы — это «4 сами». Сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами обсуждаем все мероприятия и дела класса. Решая задачи обучения и социализации детей с ОВЗ, необходимо постоянно анализировать и корректировать осуществляемый процесс. Это позволяет получить более достоверные результаты проводимого мониторинга.

Развернутая цель мониторинга — изучение личности ребенка; определение уровня его воспитанности, социализации, готовности к интеграции в общество; получение объективной и достоверной информации о состоянии качества образования, достигнутого уровня социализации.

Решаемые задачи:

  • создание благоприятных условий для повышения качества обучения, воспитания, социализации учащихся;
  • коррекция личностного развития учащихся;
  • систематизация работы по обеспечению социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
  • непрерывное наблюдение за состоянием обучения, воспитания и получение оперативной информации о нем;
  • своевременное выявление изменений, факторов, вызывающих эти изменения; предупреждение негативных тенденций.

III. Обсуждение критериев социализации и результатов мониторинга (см таблицу).

Базовыми критериями эффективности социализации в субъективном плане являются:

   а) позитивная самооценка качества исполнения социальных ролей, поддерживаемая знаками признания со стороны ближайшего окружения;

  б) степень удовлетворенности личности ребенка с ОВЗ своим социальным статусом в значимых сообществах и социально-психологических средах.

 Результатом социализации выступает: уровень развития личности ребенка (степень реализации его способностей); качество образа жизни (включая субъективно приемлемую широту рамок свободы и независимости, участие в социальных взаимодействиях, уровень культурной компетенции, удовлетворение культурно-досуговых потребностей).

Применяемые методы и приемы: наблюдение, анкетирование, беседы с обучающимися и их родителями.

Сначала мы отслеживаем общую социальный активность, выстраиваем для этой цели по каждому ребенку с ОВЗ столбцовую диаграмму. В этой диаграмме для наглядности собранные статистические данные переводятся в проценты. Затем сводим все данные по классу и параллели. Далее, систематизируем данные по показателям участия детей в общешкольных мероприятиях.

На сводном графике становится видно, какой ученик был просто зрителем, активным зрителем, активным участником или организатором праздника.

Дети с ОВЗ с удовольствием посещают театры и выставки. Но наша задача не просто вывести детей и вырабатывать самостоятельность посещения без помощи взрослых, но и ответственность во время сопровождения своих младших товарищей. Все участники проекта из параллели 7 класса заняты в системе дополнительного образования. Эти занятия позволяют ребятам быть более открытыми, подружиться и преодолеть те трудности, которые у них есть.

Наши ученики проживают в своих семьях. Помощь своей семье имеет огромное значение для социализации. При мониторинге мы выделяем следующие направления: работа на земле (посадка рассады, работа на грядках, прополка), уборка своего рабочего места, влажная уборка помещения (мытье посуды и т.д.), личная гигиена. Дети с ОВЗ — активные конкурсанты всех уровней от международного до школьного: 12 % участвуют в международных, 15 % в российских, 6 % в региональных, 34 в городских, 3 % в районных, 30 % в школьных.

IV. Рефлексия. В ходе рефлексии участники мастер-класса делятся мнениями о предложенном их вниманию опыте применения мониторинга социализации детей с ОВЗ.

Статистический пример типичных результатов опроса: 47 % — будут применять, 32 % — изменят полученную информацию под специфику своих обучающихся, 21 % — разработают, по аналогии, сами свою собственную схему.

Таким образом, проводимая нами контрольно-диагностическая работа позволяет оптимизировать совокупные условия социализации ребенка с ОВЗ. В рамках проводимой диагностической деятельности была реализована методология, утверждающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья как потенциально полноценного субъекта общения, познания, творчества, труда, открывающая значительные перспективы для дальнейшего профессионального самоопределения.