Особенности работы классного руководителя «трудного» класса

I. Взгляд организационно-педагогический. В школе № 191 Ленинского района города Новосибирска уже не один год реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [1]. Этот образовательный стандарт, как известно, самым непосредственным образом затрагивает деятельность классных руководителей. У нас накоплен определенный опыт успешной практической реализации ФГОС ООО в системе воспитательной работы школы и отдельных классов. Часть актуальных материалов на эту тему уже были ранее опубликованы нами [2]. Находящиеся в дальнейшем творческом поиске классные руководители нашей средней общеобразовательной школы продолжают вести активную методико-поисковую работу в данном направлении. Какие основные акценты здесь можно выделить на сегодняшний день?

Так, ФГОС ООО вообще, а «Программа воспитания и социализации учащихся», реализуемая в рамках государственного стандарта, в частности [3] подразумевают высокую степень готовности обучающихся к социальной и познавательной деятельности в соответствии с четко заданными требованиями. Это, прежде всего, наличие достаточно разностороннего комплекса личностных результатов, уже достигнутых ранее на уровне начального общего образования: навыки самостоятельной работы, опыт проектной деятельности, сформированность основ социальной ответственности и многое другое. Кроме того, полноценная реализация «Программы воспитания и социализации» немыслима без поддержки семьи, без сознательного участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе.

Следует иметь ввиду, что весь положительный опыт реализации ФГОС ООО в СОШ №191, регулярно представляемый широкой педагогической общественности, до настоящего момента базировался на успешной деятельности классных руководителей в тех классах, которые при переходе из начальной школы в 5-й класс в полной мере были готовы к обучению в рамках реализации нового государственного стандарта, или, как принято говорить в обиходе, являлись «благополучными».

Но в реальной жизненной ситуации могут ли в нашей школе, расположенной на окраине города-мегаполиса, где проживают граждане всех мыслимых и немыслимых сословий общества, все классы быть полностью «благополучными»?

В своем микрорайоне 191-я школа имеет достаточно высокий, пусть и неофициальный, рейтинг среди населения. Может быть поэтому самые дальновидные и ответственные родители активно участвуют в образовательном процессе и совместно со своим ребенком добиваются успеха. Но есть и такие родители, которые только в конце августа вспоминают, что их ребенку пора в 1-й класс. А поскольку их местожительство территориально относится к 191-й школе, администрация школы вынуждена принимать всех таких учеников и в последний момент перед 1 сентября формировать из них классы, так сказать, по остаточному принципу, где никто изначально не заинтересован в качественно высоких результатах обучения и воспитания. Хорошо, если вдруг подобный класс достанется опытному педагогу-мастеру, который сможет в позитивном плане воспитать как детей, так и их родителей. А что если такой класс попадет в руки молодого специалиста, что, как показывает наш опыт, более чем вероятно?

Вот так и появляются во многих российских школах типичные 5-е классы с состоянием хронического, сложнопереплетенного конфликта, со склонностью ряда учащихся к антиобщественным поступкам, с низкой успеваемостью и отсутствием мотивации к какой-либо элементарной созидательной деятельности.

В 6 «Д» классе, о котором пойдет речь ниже, сложившаяся учебно-воспитательная ситуация усугублялась еще и тем, что на протяжении всего пятого года обучения им руководила молодой специалист, по-видимому, оказавшаяся случайным человеком в школе, поэтому она предпочитала замалчивать все существующие проблемы, вместо того, чтобы своевременно решать их.

И вот эти пятиклассники перешли в шестой класс, где на повестке дня оказалась не то что задача реализация требований ФГОС, а просто-напросто необходимость решения самых элементарных проблем организационного и дисциплинарного характера. О том, как методически грамотно подойти к решению такой проблемы, как превратить класс с «ярлыком неблагополучия» в уважаемый в школе детский творческий коллектив, делится своим практическим опытом молодой, но ответственный и увлеченный своим делом классный руководитель Авдеенко Олеся Викторовна.

Р. В. Филиппов

II. Взгляд методико-воспитательный. Моей ближайшей целью с самого начала работы в данном классе было желание достигнуть уровня воспитания и социализации обучающихся не ниже, чем в классах данной параллели, считающихся в школе «благополучными» и действительно успешно демонстрирующих себя в самых разнообразных видах интеллектуальной и социальной деятельности. Сразу замечу, для меня это был первый опыт классного руководства, а значит более чем серьезное жизненно-профессиональное испытание.

Наверное, не совсем правильно будет называть этот класс "трудным". Он скорее "немотивированный". Ведь на поверку дела такие учащиеся оказываются вполне социально и интеллектуально благополучными детьми, которые просто не были приучены учиться, им, соответственно, не нравится учебная деятельность. Что, в принципе, характеризует эту категорию детей? Немотивированные учащиеся, как правило, не организованны, не исполнительны, не отличаются высоким познавательным интересом. Немного показательной для нас статистики. Качество успеваемости на начало 6 класса составляло у нас всего лишь 11 %, что было значительно ниже, чем в других классах данной параллели. А в классе было всего-навсего три хорошиста.

Конечно, в определенной мере, перечисленные проблемы могут быть связаны непосредственно с организацией уроков учителями-предметниками. Но главное здесь все же воспитание, достижение определенного уровня развития классного коллектива, социализация как каждого ученика в отдельности, так и класса в целом. Поэтому передо мной встала всего очевидная задача — создать условия для формирования и становления целостной личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, гражданина и патриота своей Родины.

Мою убежденность начинать именно с создания условий для социализации подтвердили и результаты мониторинга личностных результатов воспитания и социализации обучающихся, который классные руководители данной параллели, находящейся в пилотном проекте внедрения ФГОС ООО, систематически проводят по итогам каждого полугодия.

В соответствии с разработанной мониторинговой картой [4], согласно основным направлениям воспитания и социализации в соответствии с программой ФГОС ООО [3] нам необходимо было обеспечть:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание социальной ответственности и компетентности;
  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

Для описываемого класса показатели в I-м полугодии 6 класса были очень низкими.

Основной фактор, который может мобилизовать ученика и повысить его желание учиться и активно принимать участие во внеклассной жизни — это ощущение успеха. Из этого методико-теоретического постулата я исходила при выстраивании системы своей коррекционно-воспитательной деятельности в обучающимися данного класса. Первоначально было очень трудно привлекать ребят к классным и общешкольным мероприятиям, таким, например, как спортивные эстафеты, «Зарница» и т.д. Приходилось порой прибегать к помощи родителей, чтоб они посодействовали в участии своих детей в мероприятиях. Сами родители сложившуюся ситуацию объясняли тем, что дети не хотят участвовать по причине "ярлыка «Д» класса", и что они никогда не победят и всегда останутся на последнем месте. Чем чаще они терпели неудачи в прошлом, тем меньше у них оставалось желания снова рисковать, поскольку исходный прогноз был постоянно неутешителен – «у меня опять не получится». И чтобы защитить себя от новой душевной травмы, они будут постоянно избегать любых новых попыток.

Вот такие оказались у меня «немотивированные» ученики. Но уже первое проведенное нами внеклассное мероприятие "День мамы", где большая часть ребят была практически задействована в совместную работу принесло обнадеживающие нас победы. Ребята на деле оказались очень талантливы, а само присутствие всех мам на нашем празднике, по-видимому, смотивировало детей на последующее активное участие в других мероприятиях, которые, по нашему методическому замыслу, требовали еще более серьезной подготовки, а, значит и совместного творческого времяпрепровождения в созидательно-творческой атмосфере деятельности. Исподволь, незаметно все это, несомненно, способствовало сплочению классного коллектива, побуждало развитию у детей самостоятельности и лидерских качеств. И чем чаще мои ученики добивались общественного признания и социального успеха, тем со все большим нетерпением они ждали предстоящих новых испытаний. Лично я теперь уже полностью уверена: даже если возрастает риск неудачи, так называемые «трудные» ученики, но реально познавшие вкус успеха, снова и снова будут стремиться к преодолению возникающих преград. Есть здесь, конечно же, и своя особая методико-воспитательная технологическая схема. Вот ее основной контур: от создания благоприятных эмоционально-психологических условий следует безотлагательно переходить к вовлечению «трудных» детей к какой-либо социально-значимой работе.

 Рассмотрим в качестве показательного примера этот вопрос несколько более подробно, методически прокомментируем кратко обозначенную здесь технологическую схему по нескольким сегодня особо значимым направлениям воспитательной деятельности.

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Во всех образовательных учреждениях нашей страны воспитательная работа в 2014–2015 учебном году была тесно связана с великой датой 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В классе по этой причине были проведены такие мероприятия как посещение музея им. А. И. Покрышкина, посещение Центра истории развития Ленинского района. Совместно с учителем истории В.В. Соловьевой нами был проведен классный час "Дети — герои войны", где ребята самостоятельно готовили презентации о таких же подростках, как и они, которые были настоящими героями войны. Ребята с большим воодушевлением рассказывали о своих прадедушках и дедушках. В конце мероприятия каждый ребенок приклеил на специальном стенде свою звезду, создав тем самым символический Салют Победы. Затем ребята приняли участие в военно-патриотической игре "Гражданская оборона".

Апофеозом же участия учеников 6 «д» класса в мероприятиях, приуроченных к 70-летию Победы была акция «Бессмертный полк». Делегация 191-й школы, по причине ее не слишком удобного территориального расположения, не была особо многочисленной. Но приятно было отметить, что несколько человек присутствовали именно из 6 «д» класса, а одной из самых активных участниц данной акции стала ученица с очень низким познавательным интересом, девочка, склонная к систематическому нарушению дисциплины.

Общеизвестно, что героями, да и просто настоящими людьми, гражданами становятся далеко не всегда отличники. Поэтому задача классного руководителя — найти те психологические «струнки», которые задевали бы ребенка за живое, обнажали бы — сознательно или бессознательно - подавляемые лучшие душевные качества детей. Ведь чтобы быть добрым человеком, и чтобы бережно хранить Память своих предков тоже совсем не обязательно быть отличником.

Я считаю, что мне в данном случае удалось найти эти «струнки». Это подтвердил тот факт, что спустя год, в условиях исключительно холодной для праздничного 9 мая погоды, ученики теперь уже 7 «Д» класса вновь шли во главе колонны 191-й школы на районной акции «Полк Памяти».

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры также не является чем-то труднодостижимым и при методически грамотной организации работы в данном направлении может успешно способствовать социализации обучающихся. Какие здесь возможны формы работы с детьми обсуждаемой категории? Это посещение музеев, театров, выставок, встречи с известными людьми города. В нашем случае Центр истории Ленинского района неоднократно приглашал ребят на встречу с детскими писателями, нами было организовано и посещение литературной гостиной. Мероприятия эти прошли на весьма высоком эмоционально-личностном уровне.

По прошествии некоторого времени у нас значительно возросла вовлеченность родителей в воспитательный процесс в классе. Родители сегодня активно посещают с нами театры, проводят для ребят мастер-классы, делают это как в рамках школы, так и приглашают к себе домой, что также способствует сплочению коллектива. Одним из ярких примеров такого мастер-класса было, например, изготовление мыла, которое каждый ребенок подарил мамам на День матери. В очередной раз нами было отмечено, что именно дети склонные к нарушению дисциплины, оказались наиболее заинтересованными в такой творческой деятельности.

Мониторинг в конце обучения в 6 классе и обучения в первом полугодии 7 класса показал, что у ребят повысились показатели по отдельным направлениям учебной и общественной жизнедеятельности, а общая картина по классу стала выглядеть уже намного более оптимистичной.

  1. В следующем учебном году в нашей школе получило приоритетное развитие такое важное направление воспитывающей деятельности как воспитание социальной ответственности и компетентности. Класс принял успешное участие в новогоднем КВНе, который проводился в параллели 7-х классов, и 7 «Д» выглядел там явно не хуже остальных. С середины учебного года отдельные учащиеся класса примкнули к районному волонтерскому движению «Открытое сердце», возросла доля участия класса в школьном ученическом самоуправлении. Позиции класса в общественной жизни школы стали неуклонно укрепляться. Повысились самооценка учащихся, их статус в глазах родителей и, что особенно важно, сверстников. Значит воспитательная работы вышла у нас на принципиально иной, более высокий уровень развития.

Не для кого из опытных педагогов не секрет, что в каждой школе неофициально принято делить классы на «хорошие» и «плохие», что, по моему глубокому убеждению, не способствует оздоровлению психологического климата в школьном коллективе. Практика многих талантливых отечественных педагогов-практиков, весь строй жизненного социального опыта убеждает, что зачастую самые авторитетные. трудолюбивые и выдающиеся люди вырастают в коллективах, изначально являющихся отнюдь не самыми благополучными. Моя профессиональная педагогическая деятельность большей частью еще впереди, но уже сейчас я твердо решила никогда не сторониться классов, которые в обыденных педагогических представлениях слывут «трудными», к этому я призываю и моих коллег – классных руководителей. Найти верный психологический подход, найти дело для каждого «по плечу и по душе», заинтересовать, и, в свою очередь, проявить глубоко искренний интерес к тому, что волнует воспитанников — вот, поистине, универсальный этико-педагогический подход, заслуживающий самого внимательного к нему отношения. Следуйте ему и дело обязательно сдвинется с мертвой точки. А благодарность всех тех, кого мы заботливо развиваем и направляем, чьими интересами живем, не заставит себя долго ждать.  

О. В. Авдеенко

Информационные источники

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 в редакции от 29 декабря 2014 года].

2. Филиппов Р. В., Галичева Е. Н., Репкина И. В. ФГОС основного общего образования в системе работы классных руководителей // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. 2015 №3. с.9–18.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.

4. Филиппов Р. В. Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования. Опыт разработки и реализации // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. 2014 №2. с.12–19.