Инклюзивный подход в дополнительном образовании детей

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) представляет собой стремительно нарастающую сегодня тенденцию в стратегии развития  общего и дополнительного образования, которая выражается в  возможности обеспечения равной доступности различных форм образования для всех детей, приспособления специальным образом организуемого учебно-воспитательного процесса к нуждам всех детей, включая, прежде всего, детей с ограниченными возможностями здоровья, либо, говоря другими словами, с особыми образовательными потребностями.   В профессиональном педагогическом отношении это предельно сложная задача, особенно для педагогов-практиков только начинающих свою профессиональную карьеру.                                                        

Особое место в теоретико-методической разработке самых разнообразных аспектов проблемы социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями принадлежит системе дополнительного образования, которая дает таким детям возможность испытать свои силы, способности и творческие потенциалы, занимаясь совместно со здоровыми детьми, к примеру,  художественно-эстетической, физкультурно-спортивной или  культурно-досуговой деятельностью.  По имеющимся на сегодняшний день многочисленным социологическим исследовательским данным, наиболее острыми проблемами ребёнка с особыми образовательными потребностями являются:  нарушение гармоничной связи с миром, ограничение мобильности, бедность эмоционально-личностных контактов со сверстниками и взрослыми, дефицит общения с природой, недоступность целого ряда общекультурных ценностей, а, в отдельных случаях, даже  и самого элементарного общего образования.

Одна из стратегически наиболее важных задач деятельности нашего Центра дополнительного образования города Искитима - успешная социализация детей в условиях современной динамичной жизни и их одновременное интенсивное культурно-творческое развитие. В рамках этой целевой стратегической задачи нами и осуществляется инклюзивный подход. Так, начиная с 2008 года в нашем учреждении работает клуб досуга и творческого развития «Росток». В этом творческом объединении занимаются дети  с особыми образовательными потребностями в возрасте от 6 до 30 лет. В процессе творчески насыщенных занятий обучающиеся осваивают ряд программ художественной направленности, работая в инклюзивном режиме.

Совместные занятия в клубе для детей с особыми потребностями и детей из общеобразовательных школ очень важны с точки зрения совместного, обоюдополезного развития у всех детей навыков общения, доброго отношения друг к другу, актуализации стремления помочь в выполнении особенно сложных творческих заданий. При этом для детей с ограниченными возможностями здоровья нами создаются благоприятные условия, адекватные их психофизическим особенностям и имеющимся потенциальным способностям. Учебно-творческие занятия строятся таким образом, чтобы постепенно происходила корректировка и развитие восприятия, внимания, памяти, пространственной ориентации, временных представлений, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, а также формирование мелкой моторики. Кроме того, конечно же, осуществляется развитие коммуникативных умений и навыков. 

В летний период дети, занимающиеся в клубе «Росток»,  принимают активное участие в профильной смене на базе лагеря дневного пребывания. Профильная смена также проходит в инклюзивном режиме. Цель проведения профильной смены кратко может быть сформулирована так: содействовать духовно-нравственному развитию и социальной адаптации детей, подростков и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья и детей из общеобразовательной школ через приобщение их к традициям русской народной культуры и, в особенности, к традициям декоративно-прикладного искусства.

Проведение профильной смены осуществляется по следующим направлениям:

- художественно-эстетическое: формирование в ребенке основ высокой нравственности, духовности, чувства прекрасного, устремленности к гармонии внешней и внутренней, прежде всего,  через приобщение к истокам  русской народной культуры;

- коммуникативная деятельность: системно педагогически организованное общение детей в процессе выполнения каких-либо совместных увлекательных творческих акций;

- игровая деятельность: разработка и проведение коллективных творческих дел совместно с детьми. включая самостоятельное проведение игр детьми;

- общественно–полезная и самообслуживающая деятельность: регулярно сменяемое дежурство, выполнение разнообразных социально-значимых проектов и  поручений.

Важно особо подчеркнуть, что инклюзивный подход в дополнительном образовании детей обязательно предполагает создание предельно чёткой системы взаимодействия с родителями обучающихся. У нас плодотворное сотрудничество с родителями обычно происходит в таких  организационно-педагогических формах как: совместное учебно-творческое занятие для детей и родителей;  сквозное посещение родителями обучающихся учебно-творческих занятий в течение целого учебного года; проведение тематических мастер-классов для родителей; приглашение родителей на выставки по декоративно-прикладному искусству, на фестивали детского творчества, на городские  детские ярмарки и др.

Совместные занятия и проведение ярких, запоминающихся мастер-классов  для родителей  очень полезны детям, поскольку эти занятия создают для детей с особыми возможностями здоровья в чём-то необычную, новую для них обстановку - дети здесь учатся оперативно приспосабливаться к стремительным изменениям привычной среды, учатся новым способам общения, взаимодействия и творчества.  Родителям такая деятельность тоже интересна, ведь они могут здесь получить новые для себя знания, могут по новому взглянуть на своих детей, лучше понять их реальные достижения,  оценить те реальные трудности, которые ребёнок испытывает и преодолевает.

Систематическое общение с родителями дает педагогу дополнительного образования возможность глубже изучить жизненную и педагогическую  позицию родителей (законных представителей), полнее учесть её при  организации целостного учебно-воспитательного процесса, при выборе наиболее эффективных форм и направлений выстраивания коммуникативно-образовательных взаимоотношений как внутри группы, так и за её пределами.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что педагогически последовательно реализуемый инклюзивный подход в системе дополнительного образования детей подразумевает не просто механическое включение обучающихся с особыми образовательными потребностями в группу сверстников, не имеющих ограничений жизнедеятельности, а требует целенаправленного воздействия на абсолютно каждого ребенка, предполагает поиск  такого этически корректного воздействия, чтобы совместное пребывание различных категорий детей в среде сверстников, да и в целом,  было для них комфортным и всемерно способствовало динамичному социальному, познавательному и творческому росту.