Методические основы эффективного воспитания мальчиков на занятиях в детском хореографическом коллективе

Довольно часто в дискуссиях о детском возрасте возникает вопрос о целесообразности занятий танцами. Многие родители считают, что если ребенок занимается хореографией, то обязательно должен стать танцором. На самом деле, занятия танцами не только заряжают ребенка бодростью, но и позволяют учиться конструктивному общению со сверстниками, интересно проводить свободное время. При этом совсем не обязательно хореография станет его будущей профессией. Но приобретенные навыки будут способствовать развитию пластики, тренированные мышцы и красивая осанка придадут уверенность, что позволит с легкостью достигать многих поставленных жизненных целей.
Хореография развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, что приводит к расширению музыкального и познавательного кругозора. Любые танцы, независимо от характера, способствуют развитию координации движения, гибкости, ловкости, пластичности, техники владения собственным телом. Самовыражение ребенка в танце, владение импровизацией способствует интеллектуальному развитию.
В наше время не так просто привлечь к занятиям хореографией мальчиков. Для этого педагогу необходимо проявить инициативу и изобретательность. Тем более, что на первых порах танец дается мальчикам не легко. Они медленнее, чем девочки, осваивают танцевальные движения. При этом постоянные тренировки и репетиции воспитывают с них трудолюбие, настойчивость, выносливость, человеческие качества, которые так необходимы в повседневной жизни. Старания и стремления к достижению определенных высот постепенно прирастают профессионализмом в исполнении. От занятий танцами ребенок становится здоровее, сильнее физически, физиология всего организма активизируется. Уже давно подмечено, что дети, занимающиеся любым видом спорта или танцами, интеллектуально более развиты, быстрее схватывают информацию, учатся, как бы играючи. Они переполнены энергией, оптимистичны, легки на подъем. С такими друзьями в компании легко и интересно.
Эффективный опыт воспитания мальчиков на занятиях хореографией накоплен педагогами Образцового ансамбля танца «Зоренька», который существует в Центре внешкольной работы «Пашинский» с 1997 года. Художественные руководители ансамбля — Заслуженный Артист России Леонид Никитков и Елена Никиткова. За это время сложились прочные коллективные отношения, основанные на творческом взаимодействии взрослых и детей. В коллективе занимаются более 150 детей в возрасте от 4-х до 18 лет. Все группы сформированы по возрастным категориям. Имеются также  отдельные группы мальчиков, с которыми занимается квалифицированный педагог - солист балета, репетитор Государственного Академического Сибирского русского народного хора Богданов Павел Григорьевич. Работая по авторской образовательной программе, рассчитанной на 7 лет обучения, педагог создает благоприятные  условия для развития творческих, эстетических и физических способностей воспитанников средствами хореографического искусства.
К увлечению мальчиков движениями, требующими силы, ловкости, выносливости, следует подходить осторожно. Недопустимо перегружать трудными утомительными движениями. будучи введенные в занятия без предварительной систематической подготовки, в чрезмерном количестве и в  отрыве от художественно-выразительных возможностей танца сложные танцевальные элементы (присядки, ползунки, хлопушки и т.д.) могут оказаться вредными для детей, задавая ,во-первых,  чрезмерную физическую В своей работе педагог придерживается ряда следующих принципов:
1) доступности обучения, предполагающего учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; соразмерности объема и содержания учебного материала силам обучающихся; соответствия учебных танцевальных заданий уровню  умственного и физического развития обучающихся;

2) преемственности, последовательности и систематичности, предполагающим закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, их последовательное
развитие и совершенствование, необходимое для формирования творчески активной, целостной и гармонично развитой личности ребенка.
Занятия для детей дошкольного возраста выстраиваются в игровой форме, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, направленных на развитие первоначальных двигательно-ритмических навыков, музыкально-художественного восприятия образа, навыков координации движений, формирование правильной осанки. Через танцевально-дидактическую игру происходит творческое самовыражение детей, развивается воображение и фантазия. Наиболее действенной в работе с детьми данного возраста является следующая методико-психологическая цепочка «потребность — переживание — действие», которая наиболее четко реализуется в танцевально-музыкальных играх.
На протяжении всего учебного занятия педагог выполняет движения вместе с детьми, создавая тем самым позитивную, непринужденную атмосферу. После наглядного, точного показа очередного задания, которое непременно должно вызывать у детей яркие эмоциональные чувства, обращается внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как они превозмогают  трудности, осваивая материал.  активность ребёнка должна быть направлена на то, чтобы с каждым повтором задание выполнялось лучше, исправлялись возможные ошибки.
Большое значение на занятиях с дошкольниками уделяется музыкальному сопровождению. Хорошо подобранная музыка носит четкий ритмический характер и отвечает эмоциональной окраске конкретного движения. Для развития ритмичности хороший эффект имеют упражнения с ярко выделенными ритмическими акцентами, так называемые хлопы, шлепы, топы. Они помогают концентрировать внимание, объединить детей, снять излишнее эмоциональное возбуждение.
На занятиях с детьми младших и средних групп игровая форма деятельности постепенно переходит к учебной. Так, одной из традиционных форм работы является занятие, включающее упражнения тренировочного характера: экзерсис у станка (классический, народный), экзерсис на середине, прыжки, народно-сценические этюды, танцевальные элементы в народном характере («хлопушки», «присядки»). Все эти танцевальные упражнения исполняются и у станка, и на середине, притом в манере более энергичной и мужественной, чем в группе девочек. Изучение танцевальных элементов и комбинаций связаны с подготовкой определенного танца. Остальная часть занятия отводится этюдной работе или разучиванию танцевальной постановки. Этюды проводятся на тему танцевальной постановки, чтобы дети могли глубже освоить содержание, конкретнее понять образы разучиваемого танца.
Педагогом обращается внимание на манеру исполнения народных танцев у мальчиков - мужественная, широкая, четкая, сдержанная; на положение рук у мальчиков — «на поясе». Специальные движения — глубокие приседания, присядки, хлопушки, силовые трюки, большие прыжки, широко раскрытые руки, поддержки. Мальчики танцуют с благородством и достоинством, что присуще русскому характеру, их движения более резкие, задорные, ритмично четкие. Подскоки сменяются присядками, простая дробь переходит в сложную. Среди элементов танца у мальчиков особенно выделяются «хлопушки» удары ладонью по ноге выше колена, по голенищу или по подошве сапога, иногда по плечу. Хлопушки исполняются четко, чеканно и почти всегда сочетаются с притопами, подскоками, дробями, присядками и другими движениями. Все эти элементы украшают русский танец. Интересны и разнообразны по своему характеру всевозможные присядки, которые мальчики исполняют почти во всех русских танцах. Присядка исполняется на месте, с продвижением вперед, поворотами на месте, иногда - по кругу. Разучивая с группой мальчиков танец, педагог вводит различные народные игры, бытующие в той народности, танец которой разучивается. Мальчики с большим удовольствием составляют этюды на темы этих игр. Эпизоды, удачно сложившиеся в этюдах, могут войти в окончательный вариант танца. Следует заметить, что при постановке народных танцев, имеющих свой особый стиль и манеру исполнения, время подготовки и изучения значительно увеличивается, так как передать характер и техничное исполнение движений, свойственного данному народу, не всегда удается сразу.
Большое значение педагог придает патриотическому воспитанию, поэтому в работе с обучающимися делается акцент на изучение танцев народов России, преимущественно русских народных танцев. Актуальность данного направления в преподавании хореографии диктует реальность — налицо нежелание детей и молодёжи сохранять и утверждать исконные культурные народные традиции, наблюдается отрыв юного поколения от культурных корней. Изучение традиционной культуры способствует развитию духовного мира человека, формирует его художественный вкус.

Трудно переоценить роль репертуара  для детского коллектива с точки зрения художественной ценности и воспитательного значения. Подбирая репертуар для коллектива,
педагог максимально приближает его к детской тематике. Сегодня в репертуаре коллектива поставлены следующие номера: «Весёлые морячки», «Веселые лягушата», «В березнячке», «Ковбои», «На рыбалке», казачий пляс «Кони», «Подари колечко», «Чехарда», Солдатская пляска». Создание полноценного репертуара постоянно требует от педагога самой высокой профессиональной грамотности, художественного вкуса и творческой фантазии.

Результат последовательной и систематической работы с обучающимися со всей очевидности обнаруживает себя на открытых занятиях, в концертной деятельности, в результативности участия в конкурсах и фестивалях районного, городского и международного уровней.