Организация жизнедеятельности детского творческого коллектива

Хореографическая студия «Юнона», художественным руководителем которой я являюсь, давно стала визитной карточкой и гордостью микрорайона «Гвардейский». На сегодняшний день это сплоченная команда, в которой творческий успех коллектива воспринимается каждым как свой собственный, а успех каждого — как успех коллектива. В 2017 году нашему коллективу было присвоено звание образцового. Принимая поздравления, я не раз пыталась объяснить своим коллегам по профессиональному цеху основные причины нашего успеха. Не всегда, сознаюсь, это получалось убедительно. Тем не менее в рамках настоящей статьи я все же попытаюсь более развернуто ответить на этот вопрос, заранее полагая, что мой ответ будет содержать некоторые общепрофессиональные психолого-педагогические моменты, касающиеся вопросов создания детского творческого коллектива, реализующего дополнительную общеобразовательную программу художественной направленности.

Пусть это не покажется вам странным, но приобщение детей к большому миру хореографического искусства начинается в нашем творческом объединении с внешнего вида. Дети четко знают мои обязательные «стартовые» требования, и поэтому на занятия ходят в гимнастических купальниках и в балетной обуви с уложенной в пучок прической. Внешняя форма, на мой взгляд, очень важна в воспитании детского коллектива, а творческого хореографического коллектива — в особенности. «Именно форма, — по прозорливой мысли А.С. Макаренко, — создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает» [1, с. 274]. Но «форма хороша только тогда, когда она красива, когда она удобна», — уточняет он далее свою мысль [1, с. 276]. Если же данные условия соблюдены, то, «коллектив на 50% у вас в руках», завершает свое мудрое педагогическое  обобщение Антон Семенович [1, 276].

Теперь о содержательной стороне дела, которая, если логически продолжить размышления  Макаренко, составляет другую часть пятидесятипроцентного успеха педагога по созданию детского творческого коллектива.

Отличительными содержательно-дидактическими особенностями моей преподавательской деятельности являются:

1.Совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку учащихся в течение всего курса обучения. Учебные планы всех танцевальных направлений скоординированы между собой таким образом, что дают возможность более эффективно строить процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, позволяют наиболее полно реализовывать их творческие возможности и потенциалы. Поэтому моя образовательная программа предусматривает в своем составе следующие содержательные компоненты:

Классический экзерсис.

Техника эстрадного и современного танца.

Историко-бытовой танец.

Народный танец.

Ритмопластика.

Партерная гимнастика.

Постановка танцев.

Репертуар.

Танцевальная импровизация.

Конечно, все указанные содержательные компоненты целостного учебного процесса варьируются в зависимости от логики выстраивания  задач определенного года обучения.

2. Наличие трех этапов обучения, которые включают в себя:

Первый этап — подготовительный. Длится от года до 2-х лет, в зависимости от физических и творческих особенностей ребенка. На этом этапе дети развиваются физически, совершенствуют двигательные навыки, развивают способности самовыражения посредством танца. Этому способствуют музыкальные игры и коррекционные психологические упражнения на сплочение коллектива

Второй этап — основной. Это 3–5 год обучения. Решает задачи развития и формирования творческого потенциала учащихся, повышения техники исполнения танцев. На этом этапе по необходимости используются методы индивидуальных занятий, где ведется работа с особо одаренными детьми. Уделяется внимание развитию самостоятельного творчества (танцевальная импровизация — составление танцевальных этюдов), подготовке репертуарных танцев для выступлений.

Третий этап — совершенствование исполнительского стиля — 6 и 7 год обучения. На этом этапе обучения основной упор делается по повышение профессионального мастерства, на пробуждение интереса к профессии, подготовке к поступлению в специальные учебные заведения.

3. Обеспечение возможности включения в образовательный процесс учащихся на любом этапе, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Учащиеся, приходя в студию и не имея навыков, осваивают программу благодаря дифференцированному подходу и индивидуальным занятиям. Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танцевальных способностей и могут показать свое умение на различных мероприятиях, что вносит в процесс обучения мотивацию работы на результат. Для ребят, пришедших в середине учебного года, предлагается программа подготовительных упражнений 1–2 года обучения, а в танцевальных постановках они участвуют по мере усвоения программы.

Есть у меня и незыблемые педагогические приоритеты концептуального порядка. Так, классический танец является фундаментальной основой всего комплекса осваиваемых танцевальных дисциплин. Ему я уделяю доминирующий объем учебного времени ведь он является наиважнейшим видом хореографической пластики. Это не есть мое авторское изобретение. Фактически повсеместно классический танец признан одним из главных выразительных средств танцевальной деятельности, и представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему движений, в которой нет ничего случайного, нет ничего лишнего. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся: гибкость, танцевальный шаг, устойчивость, вращение, прыжок, свободное и пластическое владение руками, координация движений, выносливость и сила. Приобретается это при систематических и регулярных занятиях, при тщательном выполнении установленных правил и многократных повторениях движений. По этой причине своей основной стратегической воспитательной задачей я считаю привитие любви учащихся к классическому танцу. Этого сегодня очень непросто добиться — ведь классический танец очень сложен для освоения.

Каждое мое учебное занятие имеет свою четко выверенную структуру, где все идет в строго определенном,  системно организованном порядке. Кратко поясню сказанное.

1. Поклон (в начале и конце занятия), дети располагаются по всему классу, для организованного приветствия. Поклон выполняется в соответствии с уровнем развития детей, с усложнением.

2. Разминка также проводится с учетом возрастных особенностей детей.  Что здесь реально я применяю? Разновидность ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе эстрадных или народных танцев. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему для последующей работы. Решение поставленных задач в основной части урока достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.

3. Партерная гимнастика предусматривает развитие отдельных групп мышц, способствует формированию правильной осанки, содействует профилактике плоскостопии, развитию чувства ритма, координации движений, а также  развивает мышечную силу, ловкость, гибкость, и выносливость. Очень часто, с детьми младшего возраста, я провожу партер в форме погружения в образ через детские стихи. Тогда традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевленные образы (животных, растений, явлений природы, предметов), что способствует их более легкому восприятию, а также развивает детское воображение и творчество, закладывает основы эмоционального исполнения. В то же время мышечные ощущения закрепляются с интересом и удовольствием, что способствует развитию физических данных детей (выворотность, гибкость, растяжка). Я подхожу к данным упражнениям творчески и стараюсь постоянно подбирать различные упражнения, понятные для детей с содержательным текстом, отражающим четкие требования к гимнастическому партеру. В зависимости от года обучения и возраста учащихся, упражнения постепенно усложняются, способствуя дальнейшему развитию физических способностей.

4. Сценическая практика. Знакомство с номером, который готовится к выступлению,  я начинаю с прослушивания музыкального произведения, вместе с детьми разрабатываем образы, придумываем историю, осваиваем композиционные связки, которые в дальнейшем составляют цельный номер. На следующем этапе идет отработка техники, запоминание последовательности движений, формирование навыков ориентировки в пространстве. Большое внимание я уделяю эмоциональному проживанию номера, что способствует искренней передачи танцевального образа.

5. Сценическая практика. Непосредственная сценическая практика рассматривается нами как закономерное продолжение учебно-творческого занятия, но только наполненного непередаваемой словами атмосферой эмоционально вдохновляющего общения со зрителями.   

Работа с любым детским творческим коллективом должна быть обязательно наполнена высоким социально-значимым смыслом. В творчески ориентированной жизнедеятельности детского хореографического коллектива должны быть органично соединены  между собой художественно-исполнительский и воспитательный процессы. Решение этой непростой методико-педагогической задачи тесно связано с репертуаром, вокруг которого как раз и строится вся система учебной и воспитательной работа. От глубины художественного насыщения осваиваемых произведений во многом зависит эффективность проводимых учебных занятий, да и в целом, стратегия организации творческого роста всего коллектива. Поэтому лично для меня как преподавателя-профессионала, репертуар коллектива имеет огромное значение: это ничем не заменимое средство воспитания эстетической личности, раскрытия ее творческого потенциала. Только правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность одномоментного решения художественно-творческих и воспитательных задач. Я глубоко уверена: чем богаче и разнообразнее будет репертуар коллектива, тем все более расширяются личностно-психологические возможности для раскрытия юных дарований.

При комплектовании репертуара для своего коллектива я придерживаюсь определенных требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер, конечно же, невозможно. Эти требования можно свести к следующим принципиальным положениям:

- постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту — свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймет и примет зритель;

- для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного;

- при решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом;

- учитывать учебно-тренировочные цели;

- помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлеченному и ассоциативному восприятию, содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев;

- создавать танцевальные произведения в расчете на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять–шесть человек (это позволяет работать с двумя составами), так как для меня важно занимать всех участников коллектива.

Сегодня мой детский творческий коллектив имеет в своем арсенале хореографические постановки на основе детского, классического, народного и современного танцев. Это не эклектика, а вполне естественный для нас способ художественно-творческого бытия. Может быть именно по этой простой причине мы и являемся победителями многих городских, региональных, всероссийских и международных конкурсов. В золотой репертуарный фонд нашего коллектива входят сегодня такие, многократно проверенные на зрительской аудитории постановки как «Малюсенький народ», «Поймай свою мечту», «Лягушачий променад», «С любовью о России», «Однажды на пригорочке», «Нянюшки», «Босиком за счастьем», «Мир без войны», «Просто идет снег», «Ох, уж эти пчелы», «Пойду ли выйду», «Слезы войны» и многие другие.

Несколько слов и о моем взгляде на профессионализм современного педагога-хореографа. Мне как руководителю-профессионалу представляется очень важным хорошо знать каждого участника в своем коллективе, видеть и «прочитывать» его эмоциональное состояние, уровень заинтересованности и сосредоточенности, характер отношения к разучиваемой композиции. В своей работе с детским хореографическим коллективом я очень внимательно и уважительно отношусь ко всем учащимся, оценивая общую атмосферу репетиции и на этой основе выбирая оптимальный вариант решения всякий раз возникающих воспитательно-дидактических проблем.

Встречаются конечно и почти неустранимые в профессиональной деятельности любого педагога-хореографа противоречия и проблемы. Они, в первую очередь, состоят в том, что требуется постоянная корректировка складывающихся методико-воспитательных и методико-дидактических отношений, выстраивания их в слаженную систему в зависимости от объективного уровня подготовки как всей группы, так и отдельных учащихся. Но такие трудности обязательно побуждают меня к творческому поиску. Ведь профессия наша — творческая. И так как профессиональная наша жизнь диктует все новые и новые требования к качественному обновлению процесса обучения, то я, как педагог-профессионал, никогда не останавливаюсь на достигнутом. В своем стремлении постоянно работать над повышением профессионального мастерства мне всегда помогает искреннее желание успешно справляться с самыми сложными задачами по совершенствованию жизнедеятельности моего детского творческого коллектива — хореографической студии «Юнона».

Литература

Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. Избранные педагогические произведения. — М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1952. — 536 с.