Гороховый суп и амфибрахий

Что общего между гороховым супом и литературой? Между пандой и обнимашками на прощанье? Между вопросом: «как прошел день» и круглым столом? А общее есть! Наша литературная студия «ЛИС». Если вы слышите счастливый смех на весь коридор, то знайте, мы близко. Если вы видите дружную компанию подростков, провожающих друг друга до дома или до остановки, попутно обсуждая все возможное и невозможное, начиная от смысла жизни и заканчивая мечтами на будущее. Знайте, это мы. Мы — это литературная студия «ЛИС».

Давным-давно, когда я еще училась в университете в городе Кемерово, мне посчастливилось заниматься в творческой мастерской «АЗ» под руководством поэта Александра Ибрагимова. Это были особые времена. Мы собирались каждую среду с шести и «до победного» (пока нас не начинала выгонять уборщица, а происходило это в 22.30–23.00). За тем круглым столом происходило что-то невероятное. Тебя как будто уносило вихрем в неведомое пространство, в котором нитями слов связывались и переплетались наши внутренние бесконечности. И да, это была мастерская. И этот вихрь-волна уносил все ненужное. Груды лишних букв, предложений сжигались в огне, который не готов мириться с любой неточностью, неправдой, чрезмерностью. И оставались лишь несгораемые строки. Которые не смываются волнами времени. Мы читали свои стихи, мы слушали стихи друг друга, мы стремились к совершенству, успевая пить чай и обсуждать вселенские вопросы.

Здесь, в Новосибирске, когда я уже начала работать (вести творческое объединение по фотографии в Центре детского творчества), я постепенно поняла, что мне не хватает мастерской. Вот так и появилась наша литературная студия «ЛИС». В ней нет взрослых поэтов, студентов, членов союза писателей. В ней есть подростки. И они совершенно особенные. Вам доводилось слышать разговор, в котором бы сравнивались Достоевский и Кафка, с цитированием их произведений? Мне доводилось. Мы собирались домой после занятия в литературной студии, и двое ребят 13–14 лет живо обсуждали вышеназванных авторов. Если вы в тысячный раз услышите от кого-то где-то, что современные дети не читают, не верьте. Потому что есть те, кто не только читают, но еще и пишут. И не просто пишут, а хотят учиться делать это как можно лучше. Я понимаю, что не все такие. Сколько детей в нашей стране? И сколько из них ходят в различные литературные кружки? Но есть целые сайты, на которых подростки печатают свои книги, помогают друг другу исправлять ошибки и оставляют рецензии и отзывы на прочитанное. И ведь это так естественно. Ты родился, жил-жил, и вдруг понял, что внутри бесконечность — целый мир, наполненный всеми возможными чувствами, мыслями, мечтами, вопросами. И тебе хочется выразить, осмыслить, поделиться, кричать об этой открывающейся внутри вселенной. А как это сделать? Написать. Стих, историю. Ты можешь высказать все, что тебя волнует. А потом опубликовать это в интернете или принести в литературную студию. Конечно, есть те, кто всю эту бесконечность выражают не словами, а жестами в танце, или мелодией, или красками, потому что им ближе такой язык. Но на то и создано такое разнообразие кружков и студий.

За те три с половиной года, что существует наша литературная студия (а кажется, столько лет прошло), у нас сложились свои добрые традиции. Одна из них, это рассказывать, как прошел день. Но не просто, а по-особенному. Все началось с того, что мы проходили стихотворный образ и прием «свадьба слов». Это когда сталкиваешь два совсем далеких слова, и вдруг рождается образ. Вот несколько недавних примеров с занятий: ноябрь в термосе, сахарный снег, прощающая зима. Так вот, как-то раз мы писали такие образы к слову «день»: день в клеточку, шоколадный день, день побед и обеда, день в свитере, уснувший день… И с тех пор мы часто в начале занятия по кругу говорим, какой у кого был день, но вот так, по-особенному. И поясняем, если нужно, что это значит. Конечно, при этом, бывает, разгорается разговор о прошедших олимпиадах в школе, домашних заданиях, прочитанной книге и всевозможных интересных случаях не только этого дня, но и всей недели. Но и это хорошо. Потому что подросткам нужно хоть где-то высказаться, поделиться радостями или проблемами. Так что мы и учимся давать образное название дню, и слушаем друг друга. Обычно это бывает, пока мы ждем, когда соберутся все. Основная часть занятия – это новая тема, которая состоит из короткой теории и по большей части заключается в практике. Мы просто много пишем. Как-то раз один мой ученик из другого д/о (по видео) не хотел уходить домой и попросился со мной остаться на литературную студию. Начали приходить ребята, кто с книжкой — сидит — читает, пока все собираются, кто-то с тетрадкой или ноутбуком – дописывает рассказ. Началось занятие. Мы пишем. Идет занятие. Мы пишем. Ученик из другого кружка спрашивает: и что, вы так и будете писать? На что ему одна девочка отвечает: а мы за тем сюда и пришли, нам это нравится, понимаешь, мы просто любим писать!

Еще одна традиция — это «гороховый суп». Достаточно только произнести это словосочетание, и литстудия наполнится улыбками. Все началось с того, что записалась новенькая девочка. Она часто молчала и выглядела грустной. Как-то мы играли в вопросы-ответы, и ее спросили: что может тебя обрадовать? Она сказала: обнимашки и гороховый суп. Так у нас появилось две новых традиции. Потому что услышав это, мы стали мечтать все вместе сварить гороховый суп. В итоге мы это сделали. На новый год. Вы любите отмечать новый год гороховым супом? Мы — да! Одна девочка настолько прониклась, что на свой день рождения сварила гороховый суп и принесла его в литстудию.

Еще одна традиция — это идти всем вместе на остановку после занятия, попутно провожая тех, кто живет неподалеку. Тут можно дообсудить то, что не успелось. Или просто еще какое-то время порадоваться друг другу, вместе любоваться заснеженными деревьями. Еще когда я в школьные годы ходила в кружок по журналистике, я поняла, как это здорово, когда на обратном пути все друг друга провожают. Это объединяло нас. И когда я начала работать, я стала об этом мечтать. И это осуществилось в нашей литературной студии.

У нас в «ЛИСе» все особенные. И каждый вносит свои традиции, которые дружно всеми принимаются, как и сам человек. Идет занятие, а я смотрю на всех. Вот Чайная Фея. Девушка 15 лет. Она приносит на занятия три термоса с черным, зеленым и красным чаем. Вот Фея Печенек. Это подруга Чайной Феи, она ее и позвала к нам. Вот просто Фей. ТимоФей. Он не расстается со своей Пандой. Она выглядывает из его кармана, рукава или воротника. Если все хорошо, и ты счастлив, значит день пандовый. Вот Даниэла. Она всегда всех обнимает на прощанье, чтобы никто не ушел домой не обнятым. Она же записывает все наши смешные или глубокие фразы, чтобы потом прочитать и все вспомнить. Мир не пропустил еще ни одного занятия и иногда приносит печенье собственного изготовления. Юля любит динозавров. Вова следит, чтобы мы не забыли сказать, у кого какой день. Катя-Ярик ходит уже четвертый год. Она как сердце, или душа, или совесть нашей литстудии. И еще так много всех, таких разных и удивительных. Каждый особенный. И каждый невероятно талантливый. Смотрю на них и радуюсь тому, что мне посчастливилось знать таких прекрасных людей. Видеть их каждую неделю. Общаться с ними. Учиться у них. Это они думают, что учатся у меня. Но это взаимно. Смотрю на них, и выдыхаю: слава Богу! Какое счастье, когда у человека есть место, где его рады видеть, место, наполненное теми, кому он и сам рад. Место, где тебя выслушают. Будь то твой странный сон, проблема с физикой, или твой новый верлибр. Место, где ты и сам готов слушать, потому что тебе близки те, кто рядом. Место, где можно и посмеяться, и узнать секреты литературного творчества. Место, где слова амфибрахий и аллитерация не пугают, а становятся частью жизни. Место, где тебя обнимут, если тебе грустно. А если тебе весело, обнимешь ты. Место, где можно забыть все условности, все не настоящее, и творить. Место, где ты входишь в поток, в течение, ловишь эту волну, и вдруг понимаешь, что ты можешь написать, сказать, выразить. И ты удивляешься сам себе. Место, где гениальной строчке радуются все вместе, и не важно, что написал ее не ты. Но через секунду и у тебя рождается гениальная строчка. Потому что это место, где вы вдохновляете друг друга.

Пишу, и думаю, неужели это все правда?! Но я знаю, что это правда. Потому что я каждую неделю становлюсь свидетелем этого чуда. Конечно, бывает всякое, у нас есть свои сложности. Потому что не так-то просто удержаться вместе таким разным творческим вихрям. Вдохновение — это не машинка на веревочке, и даже не домашняя собака. Это вольная птица. Кто-то трепетно, затаив дыхание, ловит вдохновение, как снежинку, осторожно, чтобы не сломить ни одну грань, и чтобы она не растаяла. А кто-то уже поймал свое быстрое и живое вдохновение, и ему не терпится поделиться написанным со всеми. У кого-то все не задается. Рифмы прячутся, ритм спотыкается, идеи засыпают, и в голове лишь мысли о школьном домашнем задании. Но знай, что ты не обязан каждый раз создавать шедевр, знай, что ты не уйдешь домой не обнятым, знай, что ты по-прежнему интересен тем, кто сейчас рядом.

Бывает, что и у меня самой день в клеточку или в сплошную черную полосочку, но дело не во мне. У меня нет особенных методик или глубоких филологических познаний. Но у меня есть они — подростки, которые ходят в литературную студию «ЛИС». Они сами и есть литературная студия. И мы с ними просто живем: говорим о том, что нам важно, пьем чай, отмечаем дни рождения, проходим новые темы, учимся писать, вдохновляем друг друга. Это не школа, хотя они с живостью воспринимают сложные вопросы, будь то стихосложение или теория прозы. Каждый из них талантлив. Не все раскрываются сразу. Но они все особенные. Поэтому они делают особенным то место, где оказываются.

Если это должна была быть научная статья с умными словами и методиками, то это не она. Но, если честно, я думаю, что людям (подростки тоже люди) не нужны методики, чтобы быть счастливыми. А ведь кружки, все внеклассные занятия, студии придумали для того, чтобы внести красочность и разнообразие в жизнь. Чтобы ты мог в окружении интересных людей заниматься интересным тебе делом и со временем наблюдать интересный результат. Ведь так? Получатся, что людям просто нужно общение, наполненное взаимным принятием и возможностью высказаться, выражение бескрайнего внутреннего мира и своего взгляда на бесконечный внешний мир через творчество, и осознание того, что ты не стоишь на месте, а учишься, развиваешься, изменяешься, стремишься. Это простая и совсем не новая мысль. Так было, так есть и так будет.