Мир творчества, добра и красоты

С самого детства Светлана Алексеевна Лебедева была погружена в атмосферу творчества и красоты. Ее мама — Борзых Наталья Григорьевна, по профессии учитель черчения и рисования, а по призванию еще и Мама с большой буквы, успевала воспитывать 8 дочерей и дарить радость творчества другим детям на занятиях в кружке «Мягкая игрушка» сначала в Доме творчества города Искитима, а затем в Центре дополнительного образования «Спутник р.п. Линево».

Все девочки с ранних лет посещали мамин кружок и ходили они туда, как на праздник. Они видели пытливые глаза девчонок и мальчишек, которые ждут новых интересных открытий, впитывают каждое мгновение, старательно занимаются и получают массу удовольствия на занятиях.

После окончания образовательной школы, не сомневаясь ни минуты в выборе профессии, Светлана Алексеевна решила стать учителем начальных классов. После окончания Новосибирского государственного педагогического университета она пришла работать в систему дополнительного образования. И вот уже 13 лет работает педагогом дополнительного образования в МКУДО ЦДОД «Спутник р. п. Линево».

Педагогом разработана модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки», в основу которой заложен принцип спирали, предполагающий постепенное расширение и углубление знаний.

Свою педагогическую деятельность Светлана Алексеевна направляет на создание условий способствующих формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся глубиной мысли и оригинальностью.

В своем творческом объединении «Город Мастеров» педагог решает вопросы гармонического развития и творческой самореализации детей, это все помогает им реализовать себя не только в творчестве, но и в учебной деятельности.

Приоритетными принципами педагогической деятельности Светланы Алексеевны являются:

 принцип творческого сотрудничества, который пробуждает эмоционально положительный контакт между ребенком и педагогом и дает возможность максимально раскрыть внутренний потенциал каждого ребёнка, сделать максимально продуктивным образовательный процесс;

принцип доступности обучения предполагает соответствие учебного материала по возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей - каждое занятие несет детям радость и чувство глубокого удовлетворения. Воспитанники объединения с увлечением занимаются, и с нетерпением ждут следующих занятий – и это показатель успешности труда педагога;

принцип систематичности и последовательности педагог осуществляет через систематизацию учебного материала, который распределен так, что каждый новый материал опирается на ранее усвоенный и создает прочную базу для последующего обучения.

принцип воспитывающего обучения выражается в осуществлении воспитания через содержание, методы и организацию обучения. Каждое занятие педагога воспитывает. Светлана Алексеевна умело использует содержание учебного материала, подбирает технологии обучения и формы организации познавательной деятельности для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности ребенка.

Проводя занятия, педагог дает возможность каждому ребенку реализовать себя, как в художественной деятельности, так и в интеллектуальной, чтобы успеха добился каждый в меру своих индивидуальных способностей и возможностей. Занятия в объединении «Город Мастеров» способствуют пробуждению в детях творческого начала, уверенности в способности создавать неповторимые предметы.

В своей работе Светлана Алексеевна применяет интегрированный подход в обучении, считая, что только совокупность видов искусств может обеспечить достойное художественно-эстетическое развитие.

Общеразвивающая программа является целостным интегрированным курсом, который включает следующие виды творческой деятельности:

  • изобразительная деятельность;
  • пластилинография;
  • тестопластика;
  • лепка из глины;
  • папье-маше;
  • изготовление художественной куклы;
  • дизайн костюма для художественной куклы.

Новизна данной программы определяется изучением традиционных приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом и освоением новых направлений работы с современными пластичными материалами, таких, как пластика, скульптурная масса, полимерная глина. Большое внимание уделено ознакомлению учащихся с народным творчеством, с историей создания русской народной игрушки, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями, с творчеством известных художников, работающих над созданием игрушек.

Чередование материалов и техник выполнения изделий способствует смене впечатлений и поддерживает постоянный интерес к работе как к увлекательной игре.

Обучение по программе предполагает использование формы индивидуальной работы и коллективного творчества, для этого педагогом  создаются условия для развития многогранной креативной личности. Старшие воспитанники выступают в роли подмастерья на определенных занятиях, проводят мастер-классы для родителей и своих одноклассников по школе. Принимают активное участие в жизни Центра - пробуют себя в роли ведущих на мероприятиях Центра, участвуют в  праздничных представлениях,  в роли вожатого на переменках.

Дополнительная работа ведется с талантливыми детьми — организуются и проводятся индивидуальные выставки детских работ: «Сказочная тестопластика», «Мои любимые куклы», «Сказка своими руками», идет работа над авторскими сюжетными композициями, не первый год формируется фотоальбом детских авторских работ, создаются портфолио выпускников.

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему развития у детей нестандартного мышления, эту задачу педагог решает вовлечением воспитанников в проектную деятельность.

С 2008 года Светлана Алексеевна ведет с учащимися объединения проектно-исследовательскую работу. Как правило, это  ребята, окончившие обучение по основной программе, но желающие продолжать обучение в группе «Мастер-класса». Были разработаны индивидуальные образовательные маршруты, по которым учащиеся занимались исследовательской работой — экспериментировали с современными пластичными материалами и приемами, искали и находили новые технические приемы и решения, реализовывали собственные творческие проекты.

Тематика детских исследовательских работ разнообразна. Выбор зависит от интересов детей: такие проекты, как «Кукла в русском народном костюме», «Славянская мифология», «Свадебные обряды Сибири», «Живая нить истории», «Тряпичная кукла — из древности в современность», «Мир русской сказки в творчестве В. М. Васнецова» приобщают к русской национальной культуре.

Решают экологические проблемы проекты «Вторая жизнь бумаги», «Джинсовые фантазии», патриотические проекты «Моя семья», «На поле танки грохотали», воспитывают у обучающихся духовно-нравственные качества личности.

Работа над проектами способствует развитию у детей стремление к самообразованию, вырабатывает у них потребность в участии в исследовательской деятельности, формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем и реализовывать свою деятельность.

Практически все ученические проекты имеют свое продолжение в организованных педагогом воспитательных мероприятиях и благотворительных акциях. Дети готовят подарки своим родным и близким ко Дню матери, Новому году, 8 марта, 23 февраля, поздравляют ветеранов войны и пожилых людей с праздниками, устраивают экологические акции и проводят мастер-классы.

Очень большое значение Светлана Алексеевна уделяет аспектам семейного воспитания.  Многие родители привлечены к учебно-воспитательному процессу. Они не только приобретают материала для работы в объединении, поддерживают детей во время выставок и конкурсов, но и участвуют в проведении совместных мероприятий, которые помогают увидеть родителю в своем ребенке скрытые таланты.

Особо важной формой взаимодействия с родителями являются открытые занятия и мастер-классы. Основной целью данной формы работы является укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребенок-родитель». Открытое учебное занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включенности в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Родителям предоставляется возможность убедиться в том, что дети, которые слабо учатся в школе, могут быть успешны на занятиях в объеди­нении.

С целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу родители получают благодарственные письма от администрации Центра, что стимулирует педагогическую активность родителей.

Ежегодно Светлана Алексеевна участвует в проведении тематических мастер-класс для родителей многодетных семей, для родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приемных родителей:

  • «Мастерская Деда Мороза»
  • «Изготовление оберега»
  • «Изготовление украшения для цветочного горшочка»
  • «Изготовление объемных игрушек из тестопластики».

 На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей.

 За проведение круглого стола для приемных родителей педагог был награжден благодарностью Отдела опеки и попечительства администрации Искитимского района.

Светлана Алексеевна находится в непрерывном творческом поиске новых идей и форм работы,  постоянно занимается самообразованием.

Опыт ее работы был обобщён и представлен на I областных педагогических чтениях, тема выступления «Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях декоративно-прикладного творчества». Статья «Развитие интереса и способностей детей средствами тестопластики» опубликована в сборнике «Повышение качества дополнительного образования на основе гармонизации среды профессионального общение». В ноябре 2017 г. она провела областной мастер-класс по внедрению инновационных педагогических технологий «Использование современных материалов» на тему: «Традиции и современность».

Представляла свой профессиональный опыт в научно-практических конференциях работников образования Искитимского района с докладами «Организация работы по внедрению проектной деятельности обучающихся» и «Внеурочная деятельность школьника».

С 2006 года ее методические разработки и педагогические проекты участвуют и побеждают в региональных конкурсах «Так зажигают звезды», «Через прошлое к будущему», «Педагог художественного образования».

Светлана Алексеевна победитель фестиваля художественного творчества работников образования Новосибирской области «Признание» и областного конкурса художественных ремесел «Сибириана».

Педагог  разработал и реализовал социально-значимые проекты: «Авторская кукла», «Славянская мифология». На выигранные гранты были приобретены материалы и оборудование для оснащения творческого объединения. Это позволило организовать работу с одаренными детьми по созданию авторской куклы, провести выставки авторских детских работ и мастер-классы, выпустить фотоальбомы детских работ.

Ее труд отмечен почетной грамотой главы Искитимского района.

Об эффективности воспитательно-образовательного результата свидетельствует рост достижений учащихся.

Имена воспитанников Светланы Алексеевны известны за пределами Искитимского района. Они победители конкурсов и выставок различного уровня:

  • международного конкурса «Созвездие имени Гагарина,
  • международной конференции исследовательских «Горизонты открытий»,
  • всероссийского конкурса «Звездный проект»,
  • регионального конкурса «Через прошлое к будущему»,
  • областного проекта «Взгляд из будущего»,
  • областных конкурсов «Мой любимый край», «Мир на ладошке», «Рождественские фантазии», «ДИП», «Юбилейный вернисаж»,
  • районной выставки «Мир глазами детей», «Ярмарка детского творчеств» и т.д.

Ежегодно учащиеся награждаются престижной премией главы Искитимского района «Дебют года»

Сам педагог считает что, «необходимо научить детей видеть красоту в простом, преображать мир вокруг себя и тогда наше общее творчество найдет отклик в сердцах детей, и уже, будучи взрослыми, они будут вспоминать нас добрым словом».