Историческая ретроспектива становления общероссийской системы дополнительного образования

Номер: 

Дополнительное образование в настоящее время играет важную роль в удовлетворении познавательных, творческих и коммуникативных потребностей детей, в представлении им условий для разностороннего развития и самоактуализации, в мотивации их внутренней активности и формировании познавательных ценностных ориентиров. Это полноценная педагогическая система, которая в настоящее время находится в состоянии развития. Принятая недавно на государственном уровне «Концепция развития дополнительного образования детей» фиксирует основные целевые ориентиры для дальнейшей  системной организации работы по этому направлению педагогической деятельности [1].
    Современная система дополнительного образования детей имеет свою собственную историю, уходящую корнями в середину ХIХ столетия. За прошедший период истории можно выделить несколько крупных этапов развития содержания  данного направления педагогической деятельности и его терминологического обозначения: «внешкольное образование», «внешкольная работа» (внешкольное воспитание), «дополнительное образование». 
    Термин «внешкольное образование»  начинает употребляться в  педагогической литературе  в 1890-е гг.. хотя деятельность, обозначаемая  данным термином,   начинает активно развиваться в нашей стране на рубеже 50-60 гг. ХIХ в. В тот период под внешкольным образованием  было «принято разуметь целый ряд учреждений, имеющих своею задачей способствовать распространению знаний среди народных масс и, таким образом,  служить делу умственного развития той части населения, которая уже перешла школьный возраст» [2, c 85]. Знаменательно, что в 1896 г. выходит книга В. П. Вахтерова «Внешкольное образование народа», в которой  впервые осуществлена попытка разработки теории внешкольного образования, и поэтому, можно говорить, что с этого времени теория общего образования взрослых стала рассматриваться именно в рамках теории внешкольного образования. 

  Во внешкольном образовании на протяжении всего периода его существования  явно выделяется два основных блока: образовательный и просветительский. Образовательный блок был направлен на решение проблемы неграмотности народных масс. Просветительский блок — связан с такими формами работы, как народные чтения и лекции, с деятельностью народных библиотек, народных читален, народных театров, народных университетов и др. Заметим, что термин «внешкольное образование» активно используется вплоть до 20-х гг. ХХ в. А параллельно с ним с 90-х гг. ХIХ столетия начинает  использоваться понятие  «внешкольная работа», которым обозначали в том числе и разнообразную деятельность с детьми. Однако чаще для  характеристики педагогической деятельности, осуществляемой вне рамок  школьного образования, использовали тогда термины «внешкольное образование», «клубная деятельность» и т.д. 
Нередко термин «внешкольная работа» использовался педагогами-внешкольниками начала ХХ века в качестве синонима термина «внешкольное образование». 
    Более интенсивно термин «внешкольная работа» начинает применяться в советский период. В это время внешкольная работа с детьми обретает особенно  большое значение и  становится полноценным компонентом  государственной системы воспитания.   В рамках советской педагогики всё более активно начинает развиваться внеклассная работа с детьми. И как  следствие, возникает острая необходимость развести близкие по содержанию понятия «внешкольная работа» и «внеклассная работа». Педагог-исследователь И. А. Каиров уже тогда, в середине ХХ века предложил разделять внеклассную и внешкольную работу, основываясь на том, какое учреждение занимается организацией того или иного вида внеурочной деятельности с детьми, он писал: «Многообразная образовательно-воспитательная работа с учащимися, проводимая школой, помимо основных учебных занятий, получила название внеклассной работы <...> Многообразная  образовательно-воспитательная работа с детьми, проводимая всевозможными учреждениями и организациями помимо школы, называется внешкольной работой с детьми» [3, с. 387].
    Итак, если понятия «внешкольная работа» и «внеклассная работа» были разведены на научно-педагогическом уровне фактически с самого начала их употребления, то понятия «внешкольное воспитание» и «внешкольная работа»  в советский период часто использовались как синонимы. Это можно объяснить вероятно тем, что с самого начала руководители Народного комиссариата просвещения СССР настойчиво способствовали развитию системы внешкольной работы, т. к. хорошо понимали её огромный воспитательный потенциал.  
     На основе теоретического анализа имеющихся в историко-педагогических источниках концептуальных подходов, можно с уверенностью говорить о том, что термином «внешкольная работа»  в разные периоды становления отечественного образования обозначались:
• культурно-просветительская и досуговая деятельность с детьми в рамках внешкольного образования. В этом случае внешкольная работа была частью внешкольного образования;
• создание детских сообществ в рамках зарождающихся детских массовых общественных организациях. Сегодня данную деятельность обозначают понятием «детское движение»; 
• объединения по интересам учащихся различных образовательных учреждений (школ, гимназия и т. д.), а также мероприятия, проводимые с этими учащимися во внеурочное время. В этом случае речь, по сути, идёт о внеклассной работе;
• специально организованная в свободное время учащихся их подготовка к самостоятельной жизни, к самостоятельной познавательной, общественно-политической и трудовой деятельности, основанная на принципах коммунистического воспитания. В этом случае речь идёт о внешкольном воспитании;
• вовлечение детей в деятельность детских площадок, клубов, детских летних колоний и других организационных форм, активно появляющихся и развивающихся в тот период. В этом случае внешкольная работа с детьми  являлась самостоятельным направление деятельности.
      Таким образом, «внешкольная работа» есть широкое понятие, включающее в себя весь спектр  организационных форм и методов, а также соответствующих учреждений, осуществляющих культурно-просветительскую, досуговую и воспитательную работу с детьми в конце ХIХ–начале  ХХ вв. 
     Более двадцати лет назад в педагогический обиход было введено понятие «дополнительное образование детей». Впервые этот термин был использован в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), где было определено, что дополнительные образовательные программы  и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В 1998 г. в законопроекте «О дополнительном образовании» было приведено более развёрнутое содержание данного понятия. А принятая в 2006 г. «Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года»  ещё более уточнила толкование термина «дополнительное образование». И наконец, закон «Об образовании», принятый в 2012 г.  определил, что дополнительное образование детей и взрослых должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в  интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,   укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. В законе «Об образовании» говорится, что дополнительное образование детей должно  обеспечить  их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [4]. 
    В утвержденной в 2014 г. «Концепции развития дополнительного образования детей» термин «дополнительное образование» используется уже как общепринятый. 
     Анализ современных теоретических подходов  к раскрытию понятия «дополнительное образование» позволяет выделить две основные позиции:
• первая позиция связана с выявлением сущности понятий «дополнительное» и «дополнительность» (В. А. Березина, Б. В. Куприянов, Н. А. Морозова и др.);
• вторая позиция — выявление сущности дополнительного образования детей через определение целей, задач, функций, содержания деятельности, соотношения между основным (школьным) и дополнительным образованием (А. Г. Асмолов, А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, Л. В. Буйлова, О. С. Газман, В. П. Голованов, В. А. Горский, Е. Б. Евладова, О. Е. Лебедев, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова и др.). 
     Несмотря на большое количество подходов к определению сущности понятия «дополнительное образование», необходимо отметить, что однозначного, общепринятого определения не существует.   Более того, сегодня в российскую педагогическую лексику  начинает постепенно внедряться  термин «неформальное образование». Это понятие на протяжении нескольких десятилетий активно используется в европейской педагогической теории и практике. Мы разделяем точку зрения Л.Н. Буйловой, которая считает, что существующих ныне трактовках понятия «неформальное образование» и «дополнительное образование» в содержательном смысле практически являются идентичными. Но в этом случае возникает вопрос – есть ли необходимость использовать новый термин, вместо уже привычного и более понятного?
        Таким образом, выполненный нами ретроспективный теоретико-методический анализ показывает, что сущность всех вводимых понятий была обусловлена теми ключевыми задачами, которые решались в рамках данной деятельности в разные периоды развития нашего общества. Внешкольное образование было связано с решением задачи просвещения и элементарной грамотности народных масс. Внешкольная работа, а впоследствии – внешкольное воспитание, была ориентирована на снижение негативного влияния окружающей среды,  организацию позитивного досуга детей и решение  задач воспитания человека нового (советского) общества. А дополнительное образование – направлено на поддержку  процесса общего развития человека, удовлетворения познавательных, творческих и коммуникативных потребностей растущей личности.

_________
*Настоящая статья представляет собой сокращённый вариант написанного Б.А. Дэйчем раздела монографического исследования  История и теория дополнительного образования: учеб. пособие для академического бакалавриата / под ред. Б.А. Дэйча. —М.: Издательство Юрайт, 2017. — 335 с.

Литература
1.    Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
2.    Горностаев П.В. О теории общего образования взрослых до Октября и в первые годы после революции. –М.; 1974.  
3.    Педагогика : учебное пособие для педагогических высших учебных заведений и университетов  / под ред. И.А. Каирова. –М.: Учебно-педагогическое издательство, 1948. - Советская энциклопедия, 1964. 
4.    Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12. 20ё12 г. № 273-ФЗ.