Развитие мотивации к изучению немецкого языка

Номер: 

Мотивация и ее влияние на учебный процесс. Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и ее результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая, в свою очередь, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Мотив выступает в сознании человека как объект или цель, на которую, в конечном счете, направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью. И.А. Зимняя называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание [2]. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, поэтапный и конечный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления, желания и намерения.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них — ведущие, другие — второстепенные.

Все мотивы могут быть разделены на две большие группы:

  1. одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний,
  2. другие мотивы находятся как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными: мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе). Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как это — первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация — сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями.  

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения немецкого языка в средней школе.

Необходимость формирования мотивации изучения немецкого языка у участников образовательно-воспитательного процесса. В последнее время интерес к изучению иностранных языков многократно возрос, и условия современной жизни предъявляют все большие требования к осознанному владению иностранным языком. Это вызвано, прежде всего, социальным заказом общества. Весь комплекс общественных дисциплин, в том числе и иностранного языка, призван обеспечить подготовку учащихся к жизни в меняющемся мире, способствовать овладению формами межличностного и межнационального общения. В настоящее время обществу требуются высокообразованные люди, владеющие иностранным языком. Однако именно из-за иностранного языка учащиеся и их родители сталкиваются с рядом проблем, возникающих вследствие дилеммы, какой язык выбрать для изучения, какой язык престижнее. Проблема выбора иностранного языка для изучения учащимися в школе является одной из важных проблем современной языковой политики.  

 По мнению Н. Д. Гальсковой [1], выбор иностранных языков для изучения в школе на современном этапе обусловлен действием целого ряда факторов:      

  • статусом иностранного языка в мире;
  • престижностью/ непрестижностью иностранного языка как средства общения;
  • личной потребностью граждан в изучении того или иного иностранного языка.

К сожалению, выбор иностранного языка учащихся и их родителей происходит чаще не в пользу немецкого языка, особенно в последнее время. Немецкий язык как первый иностранный преподается в российских школах все реже и зачастую вытесняется английским: такова глобальная тенденция ХХI века. Однако, тот, кто делает ставку только на английский язык, рискует столкнуться со сложностями в коммуникации в определенных ситуациях; он может никогда не встретиться с собеседником в его родном коммуникативном пространстве без посредника; он упускает шанс выделиться на общем фоне.

Таким образом, целью моей работы является: популяризация немецкого языка у участников образовательно-воспитательного процесса Средней общеобразовательной школы № 40.

Задачи в данном аспекте деятельности:

  1. Повышать мотивацию учащихся и их родителей к изучению немецкого языка;
  2. Привлекать внимание родителей и общественности к проблеме выбора немецкого языка для изучения;
  3. Помогать учащимся в овладении немецким языком как средством общения;
  4. Формировать практические навыки владения немецким языком у учащихся;
  5. Содействовать в познании учащимися культуры немецкоговорящих стран;
  6. Внедрять современные технологии в практику изучения немецкого языка;
  7. Воспитывать личность ученика через усвоение общечеловеческих ценностей.

О системе формирования мотивации к изучению немецкого языка в средней общеобразовательной школе № 40. Сущность нашего дидактического подхода к обучению заключается в создании благоприятных условий для реализации основных направлений организации учебно-образовательного процесса на уроке на основе активизации интереса учащихся к немецкому языку средствами системного подхода.

Современный урок иностранного языка должен быть организован таким образом, чтобы учащийся выступал как субъект обучения, активно осваивающий знания, что способствует овладению ими на уровне смысла. По мнению И.С. Якиманской, в этом – суть системно-деятельностного обучения, направленного на развитие индивидуальных особенностей учащихся согласно их интересам, запросам и тенденциям современной жизни [3]. Учитывая перечисленные организационно-дидактические требования, процесс обучения иностранному языку я стараюсь выстраивать в рамках концепции «диалога культур», где учащиеся глубже познают не только иноязычную культуру, но и родную. Это возможно через использование современных образовательных технологий обучения, которые я также применяю в работе: нетрадиционные формы уроков («видео-урок», «урок — экскурсия», «урок — презентация», «урок — драматизация», «урок — игра» и т. д; использование возможностей и ресурсов сети Интернет;  творческие, исследовательские, ролево-игровые проекты — все это способствует формированию положительной мотивации к изучению немецкого языка.

Деятельность по формированию заинтересованности родителей в изучении их детьми немецкого языка через просветительскую работу. Проблема выбора иностранного языка для изучения в общеобразовательной школе является очень актуальной. Новые экономические и социально-политические условия с одной стороны, а с другой — большая свобода образовательных учреждений в выборе содержания образования существенно изменили соотношение традиционно изучаемых в общеобразовательной школе языков: количество учащихся, изучающих немецкий язык, сокращается. На раннем этапе обучения языку, выбор «Какой язык изучать?» за учащихся часто делают родители: прислушиваться к мнению родителей — одна из психологических особенностей учащихся младших классов. Поэтому продуманная просветительская работа с родителями, имеющая целью разъяснение международной, образовательной и социальной значимости немецкого языка в современной жизни — одна из основных задач учителя немецкого языка в общеобразовательной школе.

Деятельность по формированию мотивации родителей к выбору немецкого языка для изучения их детьми, строится на основе следующих задач:

  • разъяснять актуальность, значимость, образовательную ценность материала, изучаемого в курсе немецкого языка;
  • знакомить с ресурсными возможностями нашего города для тех, кто изучает и знает немецкий язык;
  • организовывать совместную деятельность детей и родителей в рамках урочной и внеурочной деятельности по немецкому языку.

Формы работы с родителями:

  • посещение фестивалей немецкого кино;
  • участие в праздниках, концертах, конкурсах Немецкого центра НГТУ, Русско-немецкого дома;
  • выступления на родительских собраниях и тематических лекториях;
  • участие родителей во внеурочных мероприятиях;
  • посещение родителями уроков немецкого языка и факультативных курсов.

Развитие интереса учащихся к немецкому языку в процессе внеурочной деятельности, пропедевтического и факультативного курсов. Разнообразная внеурочная деятельность по немецкому языку способствует сохранению мотивации к изучению немецкого языка. Система внеурочной работы по немецкому языку включает в себя совокупность взаимосвязанных форм, методов и видов данной деятельности, объединенных общими целями. С точки зрения системного подхода к формированию личности, неправомерно искусственное разграничение целей образовательного и воспитательного процессов, которые тесно переплетаются и могут быть сформулированы следующим образом:

  • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний учащихся в овладении иностранным языком и иноязычной культурой;
  • развитие личности ребенка в плане самоопределения себя как носителя определенного языка и культуры.

Внеурочные формы деятельности по немецкому языку, применяемые в нашей образовательной организации:

  • Недели иностранного языка;
  • Викторины по страноведению;
  • Конкурсы чтецов на немецком языке;
  • Праздники на немецком языке;
  • Творческие эссе «Моя Германия»;
  • Игры на немецком языке;
  • Немецкое кино;
  • Олимпиады, в т.ч. дистанционные.

Пропедевтический курс «Шаг навстречу» — это курс первого года обучения учащихся начальной школы. Факультативный курс «Немецкий — это классно!» — это факультативный курс изучения немецкого языка как второго с 5 класса. В целях развития общелингвистических навыков, а также формирования социокультурной компетенции учащихся, являющейся основой создания положительной мотивации изучения немецкого языка, на данных курсах предусматривается использование следующих форм работы:

  1. разучивание небольших стихов, песен, пословиц и поговорок, позволяющим учащимся глубже познать культуру и быт страны изучаемого языка;
  2. работа с аутентичным материалом;
  3. изучение правил речевого этикета через реальные ситуации общения;
  4. организация исследовательских творческих проектов по тематике общекультурных связей между Россией и Германией.

Сотрудничество с немецким центром НГТУ, партнером института им. Гёте. У ребят нашей школы, изучающих немецкий язык, есть отличная возможность расширять свои знания по немецкому языку благодаря участию в мероприятиях немецкого центра НГТУ — партнера института им. Гёте. Нашему сотрудничеству — уже несколько лет! За этот период ребята стали участниками многих интересных мероприятий центра: выставок, конкурсов, игр, концертов, просмотров фильмов на немецком языке. Например: конкурс для пользователей мобильных телефонов «Самое интересное немецкое слово в русском языке»; аудиоконкурс «Звуки Германии»; Рождественские и Пасхальные празднества; экскурсия «Германия в чемодане»; выставка-игра «Сказочные миры» по сказкам братьев Гримм на немецком языке; Рождественский квест; музыкальный конкурс песни на немецком языке; страноведческие олимпиады; Schnuperkurse с носителем языка.

Мои ученики не только всегда активно участвуют в различных мероприятиях, но и имеют победы! Полухин Н. – победитель городской олимпиады немецкого центра НГТУ среди учащихся начальной школы (2012 г); Кирпиченко Т. и Кожина В. — призеры городского конкурса, посвященного Дню открытых дверей немецкого центра НГТУ (2013 г); 2 место в командной городской страноведческой игре (2014 г); 2 место в городском конкурсе немецкой песни (участники Ган В. и Полухин М., 4 «А» класс, 2015 г); по результатам олимпиады в 2016 г участники 5 «А» класса Ган В, Полухин М, Воронин Е. и Ляховая Д. из 5 «В» класса вощли в «десятку» лучших среди учащихся 5-х классов по городу, заняв место в рейтинге сразу после гимназии № 1! В 2017 году учащийся 7 «Б» класса Саков Н. занял 2 место в городской лингвистической олимпиаде по немецкому языку! Кроме того, в нашей школе есть уже 15 ребят, которые успешно сдали экзамены в немецком центре НГТУ и получили международные сертификаты по немецкому языку. Причем уровень FIT 1 впервые смогли преодолеть самые маленькие, тогда учащиеся 4 класса, Ган В. и Полухин М!

Немецкий центр НГТУ – это профессионализм, интерес и творчество! А еще — всегда теплая, доброжелательная, уютная атмосфера, с угощением немецкими вафлями и кексами, причем на Рождественском квесте ребята могли сами поучаствовать в их выпечке. Но сначала – нужно было разгадать рецепт печенья, написанный на немецком языке, чтобы в выпечку случайно не попали абсолютно смешные и ненужные ингредиенты! Особо радует, что родители учащихся не остаются в стороне, а участвуют в Рождественских и Пасхальных мастер-классах и конкурсах. Мы намерены продолжать наше сотрудничество и приглашаем в наши ряды всех, кто интересуется немецким языком, в том числе ребят, планирующих изучать немецкий язык как второй иностранный язык.

Таким образом, сформированная и действующая система работы по формированию мотивации к изучению немецкого языка у участников образовательно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы № 40 позволяет назвать следующие показатели результативности и продуктивности опыта:

1. Повышение числа учащихся начальной школы, желающих изучать немецкий язык в качестве основного иностранного языка (2010 г. — 9 учащихся, 2017 г. — изучение немецкого языка на каждой параллели со 2 по 11 класс);

2. Творческая активность учащихся, увеличение количества желающих участвовать в школьных и городских мероприятиях (конкурсах, викторинах, олимпиадах) по немецкому языку.

3. Позитивная динамика отношения родителей к изучению их детьми немецкого языка;

4. Планируемое введение по просьбам учащихся и их родителей немецкого языка в качестве второго иностранного языка для изучения;

5. Налаженное сотрудничество с Немецким центром НГТУ — партнером института им. Гёте.

Литература

1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.

3. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.