Отношение детей старшего подросткового возраста к занятиям физической культурой

Номер: 

При формировании активно-положительного отношения детей к физической культуре современные исследователи в основном ориентируются на экстенсивные методы: строительство спортивных баз, установление нестандартного оборудования, динамизм, разнообразие упражнений. Слабо привлекают средства инновационных методов обучения, затрагивающих личностный уровень регуляции деятельности учащихся (мотивацию, уверенность, самооценку), отвевающих требованиям личностно-деятельного подхода и наполняющих обучение качественно новым содержанием.

Проблема сложности оценки продуктивности учебно-физкультурной деятельности сопряжена с ее специфической организационной структурой. В практике преподавания в основном используются количественные показатели успеваемости, к которым относятся сдвиги в показателях физической подготовленности, складывающихся из показателей развития основных физических качеств, освоения техники движений. Данные критерии ведут к односторонности оценки. Эффективность решения задач в процессе учебно-физкультурной деятельности необходимо определять, в том числе в результате проведения психолого-педагогических исследований [1; 14].

Цель исследования: изучить субъективное отношение учащихся к физкультурной деятельности. Исследование проводилось в новосибирской Средней общеобразовательной школе № 136. В исследовании приняли участие 67 школьников 13-14 лет. В процессе исследования нами использовалась методика «Незаконченные предложения», состоящая из 11 предложений, в которых мы выделили 4, представленных ниже, блока.

Результаты исследования.

Блок 1: «Отношение к уроку физической культуры». Позитивное отношение к предмету (уроку физической культуры) отмечено у 62,4 % учащихся контрольной группы, негативизм (полное отрицание необходимости посещать урок, заниматься физкультурой) выражен у 12,5 % школьников. безразличное отношение прослеживается у 24, 9 %.     

Блок 2: «Отношение к учителю физкультуры». Признание авторитета, правоты, позитивное отношение к учителю проявляют 47,9 % учащихся. Нарушение контакта, неровности в отношениях по причинам невыполнения требований, плохого поведения, а также взаимного непонимания отмечено у 37,4%. Необходимо отметить, что учащиеся в причинах конфликта, в основном, проявляют внутренний локус контроля, понимание того. что чаще конфликты провоцируют они сами. Безразличие высказали 14, 5% учащихся.

Блок 3: «Психологический комфорт на уроке». Анализ предложений этого блока показал, что комфортно чувствуют себя на уроке 50% учащихся. 28,1% школьников испытывают чувство дискомфорта, униженности, незащищенности, возникающих чаще всего из-за негативного отношения со стороны одноклассников, или по причинам, которые учащиеся приписывают своим ощущениям по поводу неуспеха в деятельности. Безразличие, отсутствие личностной мотивации, отношение себя к позиции наблюдателя — у 21, 8% испытуемых.

Блок 4: «Мотивы занятий, эмоции, интересы». Можно выделить три группы мотивов, по которым учащиеся посещают уроки физкультуры. Первая группа ответов: быть здоровым, подготовленным физически, находиться в форме, развивать физические качества, быть сильным, размяться, похудеть, стать сильнее. Вторая группа ответов: отдохнуть, расслабиться, отвлечься от уроков; играть; попрыгать; заниматься спортом, набегаться, напрыгаться, выплеснуть энергию. Третья группа: совершенствовать себя, учиться вести здоровый образ жизни, научиться выполнять физические упреждения. Мотив физического развития и здоровья — 56,2 %. «Реактивные» мотивы — 31,2 %. Испытывают радость и получают удовлетворение от побед и достижений успеха 81,2 %. желание познать больше и совершенствоваться дальше, чувство уверенности ощущают 31,2 %. Отдают предпочтение общей физической подготовке 6,2%, играм — 62,5 %; другим видам физкультурной деятельности, не входящим в школьную программу по физической культуре — 25 % (коньки, фигурное катание, большой теннис, фитнес и т. д.) [1].

            Выводы. Из полученных нами данных можно сделать вывод о том, что особое внимание при выявлении эффективности освоения предмета «Физическая культура» необходимо уделять критериям, имеющим психологическую составляющую. Поскольку у детей старшего подросткового возраста доля эмоциональной аргументации при выборе вида деятельности все еще велика и не уступает рациональной, учет их отношения, предпочтений и интересов является одним из ключевых условий вовлечения в сознательную учебно-физкультурную деятельности.

            Литература

  1. Чедов В.К. Мониторинг физического состояния школьников, занимающихся по инновационной педагогической технологии «Спортизированное физическое воспитание» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 5. — С. 13–18.
  2. Пешков Н.И. Эмоционально-мотивационные факторы повышения продуктивности учебно-физкультурной деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирска: Изд-во НГПУ, 2007. — 25 с.
  3. Пешков Н.И. Использование методик психодиагностики в физическом воспитании (учебное пособие). —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009. — 104 с.