Опыт организации школьной краеведческой деятельности на базе сельского дома-музея А. Я. Штеффена

Номер: 

Значительную роль в становлении системы школьного краеведения в селе Неудачино (33 км от районного центра — г. Тататрска и 500 км от областного центра города Новосибирска) играет дом-музей Почетного гражданина Татарского района А. Я. Штеффена. Абрам Яковлевич проживал в этом селе с 1933 по 2011 гг. (за исключением периода пребывания в трудармии — с 02.04.1942 по 28.08.1947 гг.). Все годы жизни в селе он являлся, в сущности, его главным историком и летописцем: писал дневники, собирал воспоминания очевидцев событий, особо значимых для жителей Неудачино. Его талант проявлялся также в создании часовых механизмов удивительной точности из подручных материалов. Он мог починить любую технику, начиная с часов и заканчивая телевизором. В его доме за годы жизни была собрана целая коллекция созданных им часов разного типа: маленьких и больших, настенных и настольных, тикающих и гремящих. Но такие самодельные часы не стали пределом  творческой деятельности А. Я. Штеффена. Он создавал часы и более крупных размеров. Так, самым, пожалуй, ярким примером являются башенные часы-куранты в городе Санкт-Петербурге (1985 г.), в городе Татарске (1990 г.) и селе Неудачино (1995 г.).

В доме где проживал А. Я. Штеффен музей был открыт 2 мая 2014 года, а уже к апрелю 2017 года в нем побывало 2192 посетителя из Франции, Германии, Канады, из города Новосибирска, из Омской области, из Татарского района Новосибирской области и, конечно же, жителей села Неудачино. Каждый предмет, находящийся в Доме-музее А. Я. Штеффена  имеет свою социальную историю. Школьники-краеведы принимают непосредственное участие в жизни Дома-музея, ведут исследовательскую деятельность, проводят экскурсии, следят за порядком на территории вокруг Дома и др.

Младшим школьникам при выполнении проектов по краеведению предлагается пересчитать все настенные часы, будильники, ручные часы, размещенные в залах Дома-музея; выяснить, где находятся авторские часы, сравнить с оригиналом XIX века; рассмотреть рукописи с чертежами, рабочее место мастера, материалы, из которых изготавливал Абрам Яковлевич свои часы. Они могут практически пролистать исписанные перьевой ручкой ученические тетрадки 1950–1960-х гг., бережно собранные хозяином дома; посмотреть коллекцию альбомов, поделок, вышитую детскую одежду, детские игрушки 1940–1980-х гг. и понять не только их назначение, но и из каких материалов они изготовлены, чем похожи на современные игрушки, а чем отличаются.

Конечно, не только экзотические диковинки и старинные вещи влекут будущих краеведов в Дом-музей А.Я. Штеффена, но и желание мысленно прикоснуться к теперь уже далеким историческим событиям. Это с удовольствием делают и старшие школьники, выполняя более сложные исследовательские задания. Например, они как-то обнаружили, что в нотном альбоме Я. Я. Штеффена (1905 г.) ноты записаны цифрами. Поэтому ученицы 10 класса З. Тевс и М. Шелленберг неожиданно для себя выяснили, что в их семьях до сих пор поют по цифрам. Поэтому они самым внимательным образом расспросили своих дедушек и бабушек об этом способе записи нот и описали результаты проведенной исследовательской деятельности в проекте «Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев села Неудачино».

В доме-музее находится большое количество коллекций документов, фотографий и фотоаппаратов, негативов, конфетных оберток, видео- и аудиоматериалов, предметов быта, мебели, музыкальных инструментов. На чердаке хранятся предметы традиционной культуры уже вышедшие сегодня из обихода. Они периодически выносятся на веранду Дома-музея для проведения тематических экспозиций. В гараже хранится техника, в т. ч. и собранная руками мастера: крупорушки, газонокосилка, веломотоцикл с приспособлениями (косилка, прицепы, бороны), станки, инструменты.

В гараже еще при жизни Абрама Яковлевича все было устроено и размещено по-хозяйски, так что оставалось место и для постройки часов-курантов, которые весили почти 400 кг. У мальчишек, попавших на экскурсию в гараж, возникает много вопросов о принципах действия техники, появляется желание самостоятельно разобраться в этом.

В 2016 году Д. Гейко (11 класс) выполнил проект «Село Неудачино: технология заготовки сена в разные периоды жизни сельчан и в наши дни». Фотографии, и описания к ним, техника А. Я. Штеффена — основа работы, продолжение — личный опыт автора по заготовке сена в крестьянском фермерском хозяйстве.

Ежегодно проходят школьные  научно-практические конференции  по актуальным темам: «Люди села. Человек в истории своей малой Родины», «Родословная моей семьи». Каждому ученику 10-11 класса приходится потрудиться на благо своей семьи и школьного музея. Многие фотоматериалы, другую информацию ребята получают не только из домашних архивов, но и из дома-музея А. Я. Штеффена.

В 2016 году проблемой репрессий в селе заинтересовалась Д. Чаплыгиина, ученица 11 класса. В основе доклада «Рассказывать больно, молчать невозможно Политические репрессии в жизни жителей села Неудачино Татарского района Новосибирской области»  подготовленного на региональную научно-практическую конференцию «Эврика-ХII» были использованы материалы школьного комплексно-краеведческого музея, книга А. Я. Штеффена «Кое-что о деревне» [1], документы из семейных архивов родственников репрессированных, воспоминаний очевидцев (собранные А. Я. Штеффеном).

В 2005 году еще при личном участии А. Я. Штеффена, была составлена «Летопись села Неудачино» [1].

В 2017 году приоритетным направлением наших исследований стали фотоматериалы о событиях в истории села Неудачино (на основе дневников А. Я. Штеффена). Под нашим руководством ученица 8 класса К. Лебедь выбрала из дневников Абрама Яковлевича описания, связанные с историей села,  для проекта «Летопись села Неудачино: от истоков к нашим дням. Второй этап составления (2005-2016 гг.)».

С 1985 по 2011 гг. Абрам Яковлевич регулярно записывал данные о погоде (осадки, температура воздуха и др.). Поэтому у нас возникла мысль поискать закономерности в погодных явлениях о которых рассказывали старожилы села. Они, в частности, замечали, что после девяти «сухих» лет, наступали «мокрые» годы с большим количеством осадков. Мы планируем вместе со школьниками проверить эти наблюдения старожилов, используя данные дневников Абрама Яковлевича.

В настоящее время многие неудачинские школьники активно участвуют в исследовательской деятельности по краеведению на муниципальном и региональном уровнях, получая  заслуженные грамоты и дипломы. На сегодняшний день главный результат – это неподдельный интерес школьников к музейному делу, подкрепляемый доступностью  исторических данных по родному краю, имеющихся в фондах Дома-музея А. Я. Штеффена, а также Школьном комплексном краеведческом музее.

Литература

1. Штеффен А. Я. Кое-что о деревне —Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета (международная кафедра ЮНЕСКО), 2010, - 85 с.