Приобщение детей к ценностям кулинарной культуры

Номер: 

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью принизывать все слои и уровни современного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребёнка» (1991 г.). где об образовании  сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения ребёнка к родителям, к культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, к стране своего происхождения».

В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, деструктивных настроений в жизни современных детей и подростков заключаются в катастрофическом непонимании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, определять и отстаивать истинные духовно-нравственные ценности жизни. Сейчас, когда современная цивилизация постоянно разрушает многие культурно-нравственные идеалы нашего народа, особую важность приобретает педагогически выверенное знакомство детей с русскими традициями, в частности, с основами русского кулинарного искусства.

Между тем, для занятий кулинарией, как и для всякого настоящего дела, а тем более настоящего искусства, нужны призвание, талант и одаренность.

Разумеется, кулинарно одарённых людей просто не хватает. Такие люди — редкость. Это точно так же, как не может быть сотен тысяч талантливых художников и музыкантов. Талант не встречаются часто. Но есть и другая причина, по которой кулинарных талантов оказывается даже значительно меньше, чем, например, музыкальных. Дело в том, что кулинарный талант трудно выявляется, особенно, заметим, у мальчиков, а у девочек он чаще всего проходит незамеченным окружающими ещё и потому, что расценивается как нечто само собой разумеющееся, обыденное, заурядное.

Отчего так происходит? Причина — отсутствие раннего обучения кулинарной специальности. Именно поэтому потребность в создании программы обучения подростков кулинарии очень актуальна. На основе своего личного профессионального опыта и приобретённых специальных знаний в сфере кулинарного искусства, анализа различных методических пособий по предмету кулинарного обучения мною была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вкуса». Программа рассчитана на возраст воспитанников от 9 до 15 лет.

            Программа реализуется на двух уровнях:

            1-й уровень — начальный, базовый;

            2-й уровень — творческий.

Каждый уровень включает соответствующие задания, связанные с традициями культуры застолья, сервировки стола и технологии приготовления блюд. Теория органически соединена в моей программе с практикой (групповые и индивидуальные занятия, коллективное выполнение заданий, итоговые открытые занятия, традиционные праздники, например, «Праздник русского гостеприимства», «Масленица», «Рождество, «Национальные кухни славянских народов» и др.).

Каждое учебное занятие  имеет приоритетную целевую, чаще – практическую направленность. Более 60% занятий нацелены на освоение практических умений и навыков. Необходимые теоретические кулинарные знания воспитанники получают контекстно в процессе выполнения практической работы и попыток самостоятельного решения  возникающих проблем. За сёт систематического повторения    основополагающих практических операций у учащихся закрепляются ключевые знания и умения. По мере накопления практического опыта обучающиеся, почти незаметно, приобретают соответствующую базу общетеоретических и культурно-психологических знаний.

Особенностью общеобразовательной программы «Азбука вкуса» является то, что в процессе занятий каждый воспитанник узнаёт что-то новое о традициях русского народа. Например, во время проведения праздника «Русское гостеприимство» обучающиеся принимают участие в проведении традиционного обряда встречи гостей хлебом и солью. Также в рамках программы идёт попутное усвоение ряда других элементов традиционной народной культуры: прикладное декоративное творчество, праздничное ритуальное общение, костюм и др.

Программа первого года обучения включает, например, раздел «Рецепты русской кухни», что способствует формированию у обучающихся минимально необходимых знаний по истории и культуре русского народа, приобщению их к кулинарному творчеству. Программа второго года обучения содержит раздел «Приготовление блюд русской кухни», в рамках которого детьми осваиваются традиционные праздники,  направленные на развитие духовно-нравственных ценностей в форме изучения народных обрядов и традиций.

Безусловно, в наши дни необходим принципиально новый подход к приготовлению пищи. Вот почему кулинарные знания должны быть столь же распространены среди молодого поколения как и обычная грамотность.  Но это должны быть знания основательные, построенные не на элементарных бытовых привычках и бабушкиных рассказах, а на вдумчивом изучении лучших кулинарных традиций прошлого. Еще 100 лет тому назад великий русский повар-учёный И. Радецкий писал: «Гастрономом (кулинаром) должен быть каждый образованный человек, потому что было бы странно не знать, что составляет главное условие нашей жизни, и слепо доверять каждому приготовление пищи,  не знающему искусства приготовления, иногда грубому и неопытному человеку». 

Пусть те, кто чувствует в сердце призвание, посвятит себя этому важному делу, пусть новая когорта талантливых и образованных кулинаров принесёт подлинный расцвет отечественной кулинарии.