Эвакуационная учебная экскурсия по Дому творчества

Номер: 

Вот уже 25 лет я работаю с детьми дошкольного возраста. Однако никогда не проводил экскурсий по помещению учреждения, ограничиваясь, как и многие мои коллеги, простыми инструктажами. Мысль об экскурсионной форме работы пришла три года назад, и подсказали ее учащиеся. Однажды в ходе занятия ребята задали вопрос: «А как мы будем выбираться отсюда в случае пожара?» Я посчитал его крайне важным и сразу же отреагировал, проведя свою первую небольшую экскурсию. Мы рассмотрели основные правила и варианты эвакуации. И мне стало понятно, что информация, усвоенная таким простым способом, крайне нужна детям и их родителям. С тех пор я ежегодно провожу данную учебную экскурсию. Такой вид познавательно-обучающей деятельности, кроме решения задачи сохранения здоровья детей, способствует формированию у них уважительного отношения к учреждению и людям, работающим в нем.

Обычно вначале я задаю детям следующий вопрос: «Как вы думаете, что такое эвакуация?» В ходе обсуждения подвожу детей к мысли, что эвакуация — это организованный вывод людей из помещения при возникновении чрезвычайной ситуации.

Следующий вопрос: «Какие могут случиться чрезвычайные ситуации, в ходе которых необходимо эвакуировать людей?» Выясняем, что это могут быть: землетрясение, наводнение, угроза террористического акта, пожар. После этого я предлагаю детям рассмотреть наши действия при возникновении пожара в помещении Дома творчества.

Вопрос: «Откуда мы с вами узнаем о возникновении пожара?» (из пожарного динамика и сообщений работников учреждения). Сразу же поясняю, что во всех помещениях нашего учреждения установлена пожарная сигнализация, которая при возгорании автоматически посылает сигнал в пожарную охрану и включает сигнал пожарной тревоги. Показываю детям датчики сигнализации, смонтированные на потолке.

В ходе совместного размышления над вопросом «Что мы должны делать при получении сигнала о пожаре?» приходим к выводу, что нам нужно как можно быстрее и безопаснее покинуть помещение учреждения. Здесь же поясняю, что при реальном возникновении пожара мы будем выходить из Дома творчества без верхней одежды.

Далее объясняю детям, что на занятии именно я отвечаю за их жизнь и здоровье, и поэтому под моим руководством они должны будут эвакуироваться. А как лично я должен буду себя вести в случае возникновения пожара? Рассказываю, что по существующей инструкции я должен в первую очередь пересчитать их, чтобы точно знать и постоянно контролировать общее количество детей, которых предстоит вывести из учреждения. При этом напоминаю, что им необходимо держаться вместе, следить друг за другом и не допускать самовольного покидания помещения кем-то из нашей группы. Дополнительно объясняю, что мы не должны пытаться тушить пожар или кого-то о чем-то информировать. Наша главная и единственная цель — быстро и успешно эвакуироваться. Остальные задачи будут решать другие люди.

Рассматриваем далее несколько вариантов эвакуации:

1. Через окно нашего кабинета «Развитие речи». Обязательно поясняю, что в случае неисправности имеющегося замка на окне (показываю), я разобью стекло.

2. Через окно одного из соседних кабинетов, но только в том случае, если из нашего — так называемого всеми — методического коридора мы не сможем попасть ни на один эвакуационный путь.

3. Обращаю внимание детей на наличие в Доме творчества световых табло со словом «Выход». Поясняю им, что эти табло работают от автономного источника питания, и поэтому будут светить даже при отключении электричества во всех помещениях. Они помогут найти основные направления путей эвакуации. Предлагаю детям с помощью этих табло найти три основных пути эвакуации при пожаре. Находим эти пути и проходим их.

Сообщаю детям, что в теплую погоду я буду их выводить на площадку во дворе дома по адресу: ул. Никитина, 80, а в холодную — в подъезд этого дома.

В завершении нашего занятия-экскурсии, мы возвращаемся в кабинет и обсуждаем возникшие у детей вопросы.

Итак, подводя краткий методический итог, нашему опыту проведения эвакуационной учебной экскурсии по Дому творчества я могу с уверенностью сказать:

1. В моей практической профессиональной деятельности проведение учебных эвакуационных экскурсий оказалось реальной «педагогической находкой», которая позволяет мне достигать требуемых учебно-образовательных результатов с максимальным эффектом.

2. Данная форма организации учебно-инструктивной деятельности появилась вслед озвученных интересов детей, а значит, отражает их образовательные запросы и потребности (как, впрочем, запросы и потребности родителей).

3. Четко организованная совместная деятельность педагога и обучающихся во время возникновения чрезвычайных ситуаций является едва ли не самым важным компонентом общественного заказа для образовательных организаций.

4. Представленное здесь описание эвакуационного учебного занятия-экскурсии достаточно универсально и оно без особого труда может быть воспроизведено другими практическими педагогическими работниками.