Формирование социокультурной идентичности у обучающихся различных возрастных групп в процессе дополнительного образования

Номер: 

Проблема формирования социокультурной идентичности (от лат. — отождествлять) многоаспектна. Поэтому в настоящей статье мы сконцентрируем внимание только лишь на одной отдельно взятой организационно-педагогической стороне дела: представим наиболее важные узловые моменты, определяющие логику разработки и реализации Программы развития дополнительного образовательного учреждения по следующей теме: «Формирование социокультурной идентичности у обучающихся различных возрастных групп» (далее – «Программа развития»). В основу представляемых ниже научно-методических размышлений и выводов нами положен опыт МБОУ ДО ДДТ «Центральный» (г. Новосибирск). «Программа развития» данного учреждения по ранее указанной теме была разработана нами на период с 2018 по 2021 гг. Обсуждалась данная программа на заседании педагогического совета учреждения, была согласована с начальником департамента образования мэрии г. Новосибирска Р. М. Ахметгареевым, и в октябре 2017 г. утверждена к реализации приказом директора ДДТ «Центральный» Л. И. Мандыч. Эскизно охарактеризуем некоторые, наиболее существенные организационно-педагогические принципы, идеи, подходы и механизмы, обеспечивающие, на наш взгляд, успешную деятельность по реализации этой «Программы развития». 

Комплексный теоретико-эмпирический подход, на который мы опирались последние десять-пятнадцать лет в своей проектно-исследовательской деятельности, давал возможность реализовать классические принципы и способы управления дополнительным образовательным процессом, позволял в максимально полной мере вовлекать в констатирующие и преобразующие исследовательско-педагогические действия многократно проверенные на практике способы фиксации существующего социального заказа в адрес нашего образовательного учреждения. В части задач определения концептуальной новизны «Программы развития» мы сфокусировали внимание на управленческо-диагностическом контроле процесса совершенствования качества образовательной деятельности учреждения. Достичь предполагаемого качественного эффекта мы намереваемся за счёт того, что в содержательно обновляемой системе образовательной деятельности компоненты «общего» (характерного для всей общероссийской практики образования), особенного (специфичного для дополнительных образовательных организаций) и единичного (отличающего одного творчески работающего педагога дополнительного образования от другого) будут увязаны в единый концептуально-методический узел, своеобразный организационно-педагогический конструкт. И уже на этой базе мы видим возможность получения желаемого эффекта — создания научно обоснованной технологии развития социокультурной идентичности у обучающихся различных возрастных групп. Понятно, что для достижения такого сложного психолого-педагогического результата предстоит существенным образом обогатить содержание всех реализуемых дополнительных общеобразовательных программ различной предметной направленности.

Целенаправленное содержательное обогащение всех дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в учреждении, мы предполагаем обеспечить за счет установления прочной системной взаимосвязи трёх следующих базовых структурных составляющих разработанного механизма административно-управленческой стратегии деятельности:

1. Содержательно обновленной модели выпускника, включающей в себя в качестве стержневого системообразующего основания феномен социокультурной идентичности;

2. Содержательно обновленной модели профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, включающей в себя в качестве стержневого системообразующего звена жизненно-профессиональную готовность практических педагогических работников к развитию у обучающихся различных возрастных групп основных сторон, свойств и характеристик явления социокультурной идентичности;

3. Содержательно обновленной модели управления образовательным процессом в учреждении, включающей в себя в качестве стержневого системообразующего звена активное вовлечение в творческую поисковую деятельность по формированию социокультурной идентичности всех основных субъектов дополнительного образования.

Глубинная социально-психологическая природа феномена социокультурной идентичности обучающихся позволяет в процессе осуществления прогностического педагогического моделирования выйти мысленно за пределы относительно замкнутого образовательного пространства учреждения, более широко взглянуть на осваиваемые в процессе обучения культурно-развивающие ценности и смыслы, по достоинству, то есть более глубоко и разносторонне, оценить потенциальные воспитательно-развивающие ресурсы сетевого партнерского сотрудничества с общеобразовательными организациями Центрального района, наконец, всю административно-управленческую систему учреждения пересмотреть с максимально широких — социальных и, одновременно, культурных — позиций. Партнерское сотрудничество с семьей также должно быть предметом коллективной опытно-поисковой деятельности. Именно на такой широкий контекст разработки сформулированной в заглавии нашей статьи актуальной педагогической проблемы нацеливает нас общероссийская «Концепция развития дополнительного образования детей» (2014 г.).

Стратегически ориентированная работа по формированию социокультурной идентичности растущей личности в системе дополнительного образования в качестве обязательного набора сопровождающих научно-исследовательских подпрограмм, на наш взгляд, должна предусматривать:

1. Целевую исследовательскую подпрограмму достижения адекватной самоидентичности обучающихся, то есть соблюдение равных прав на разностороннюю социокультурную идентичность фактически для каждого отдельно взятого обучающегося; иными словами, достижение личностно-психологической равности самому себе, своим достижениям и своим неудачам, своим будущим трудностям и успехам; выстраивание комплекса психолого-педагогических условий для гармонично сбалансированного раскрытия у обучающихся творческо-созидательного компонента индивидуального человеческого «Я»;

2. Целевую исследовательскую подпрограмму развития конструктивной ситуативно-ролевой идентичности, имеющей место, к примеру, в детской ролевой или учебно-коммуникативной деятельности, в игре, общении и в повседневной жизни.

3. Целевой исследовательской подпрограммы развития коллективно-групповой идентичности, возникающей в ситуации сознательного отождествления ребёнком себя с той или иной (большой или малой) социокультурной группой, добровольного принятия её содержательно-смысловых ценностей и норм общественного поведения (это может быть семья, школа, дружеская компания, Дом детского творчества в целом, а также детское творческого объединение, в частности).  

С личностно-психологической точки зрения укажем в настоящем месте на самое главное противоречие, разрешаемое в ходе практического осуществления социокультурной идентификации обучающихся различных возрастных групп. По мнению большинства, российских учёных (социологов, культурологов, психологов и педагогов) такое противоречие, как правило, выражается в том, что, сознательно отождествляя себя с одной или несколькими социокультурными группами («Мы — концепция»), растущая личность обязательно должна заботиться о сохранении своей творческой индивидуальности, взращивания своей уникальной, говоря языком современной нормативно-регламентирующей документации, персонифицированной «Я — концепции». Иными словами, самосозидая себя как творческую личность, несмотря на постоянные вызовы окружающей социальной среды, побуждающей всякого социального индивида к безлично-диффузному способу времяпрепровождения, внесубъектному пути осуществления своей спонтанной жизненной программы. Любой педагог дополнительного образования, работая в тесном сотрудничестве с семьёй и общеобразовательной школой, должен стремиться помочь обучающимся своевременно разрешить указанное противоречие, должен научить их делать это средствами своего учебного предмета.

Взаимоотношения растущей личности и учебной группы также очень важны для успешного социокультурного становления обучающегося-ребёнка. Достигнуть гармонии в этом вопросе очень непросто. Здесь требуется особого рода педагогическое мастерство, каким обладает сегодня сравнительно малая часть руководителей детских творческих объединений. Вот почему в настоящее время столь необходима специальная профессиональной доподготовка кадров, а в административно-управленческом плане — соответствующая структурно-содержательная модификация деятельности всех служб сопровождения образовательного процесса.

В рамках «Программы развития» предстоит весьма непростая работа по мотивации обучающихся на задачи не только собственного личностного саморазвития, но и на задачи развития интегративных ценностно-смысловых взаимоотношений как внутри конкретного творческого объединения, так и за его пределами — в сфере социально-ориентированного досуга и в принципе — открытого социума. При этом усваиваемый ребёнком под руководством педагога дополнительного образования объём социокультурных идентификационных знаний и представлений должен помогать детям интерпретировать их конкретный жизненный опыт, а в идеале – создавать оптимальные условия для выбора наилучшей линии жизненного поведения в открытом социуме. 

Проверяемая нами сегодня в опытно-экспериментальном режиме технологическая модель трёхмерно регламентируемого процесса освоения растущей личностью гармонично сбалансированного способа своего жизненного бытия, по нашему глубокому убеждению, должно с необходимостью включать в себя:

  1. Актуализацию идентификационных социокультурных отношений по эмоционально-аффективному типу.
  2. Актуализацию идентификационных социокультурных отношений по когнитивно-познавательному типу;
  3. Актуализация идентификационных социокультурных отношений по деятельностно-практическому (поведенческому) типу.

По имеющимся на сегодняшний день данным, продвижение образовательной системы МБОУ ДО ДДТ «Центральный» к своему более совершенному состоянию в конце 2018 года найдет свое конкретное выражение в способности подавляющего большинства руководителей детских творческих объединений (при минимально необходимой поддержке всех служб сопровождения — учебно-методической, научно-методической и психолого-педагогической) самостоятельно выстраивать гармонично сбалансированные социокультурные идентификационные отношения у обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ различной предметной направленности. Дальнейшие шаги поэтапного совершенствования образовательно-воспитательного процесса ДДТ «Центральный» закономерно войдут в сферу открытого социума при сохранении в качестве системного основания педагогически регулируемые воспитательно-дидактические отношения внутри того или иного конкретного детского творческого объединения.

Основными признаками наличия в дополнительном образовательном пространстве гармонично сбалансированной системы саморегуляции обучающимися своего жизненного опыта являются:

1. Сформированность у обучающихся различных возрастных групп самого общего представления об идентификационно-ориентированном способе жизнедеятельности, эмоционально-смысловой привлекательности такого способа, желание самостоятельно осваивать некоторые сущности его элементы, доступные по диагностически фиксируемым индивидуальным и возрастным показаниям.

2. Сформированность жизненно-профессиональной компетентности большей части практических педагогического работников в вопросах теории и методики работы с социокультурным идентификационным феноменом. Умение основной массы практических педагогических работников учреждения, реализующих программы различной предметной направленности, комплексно осуществлять проблемный, ресурсный и прогностический анализ реально существующих воспитательно-дидактических взаимоотношений, способность преобразовывать существующие эмоционально-смысловые отношения в плане содержательного наполнения их конкретным идентификационно-ориентированным содержанием.

3. Наличие субъективно-объективных предпосылок для актуализации в целостном образовательно-воспитательном пространстве учреждения идентификационных социокультурных отношений у обучающихся различных возрастных групп по эмоционально-аффективному, когнитивно-познавательному и деятельностно-практическому (поведенческому) типу.

4. Переход большей части педагогического коллектива учреждения с минимально достаточного уровня освоения государственного профессионального стандарта педагога дополнительного образования на среднедостаточный, только и позволяющий, по выдвинутой нами гипотезе, обеспечить успешное решение задач формирования социокультурной идентичности у обучающихся различных возрастных групп в условиях непрерывно (под социально-идентификационным углом зрения) обновляемого содержания дополнительного образования.

5. Выход наиболее опытной и творчески одарённой части педагогов дополнительного образования на отработку пробных эталонных вариантов формирования оптимальных для Центрального района методико-технологических схем самоидентификации обучающихся, их социально-ролевой и коллективно-групповой идентичности.

6. Выявление и многоплановая практическая апробация специфических социально-средовых принципов субъектно-групповой наставнической деятельности педагогического коллектива над начинающими педагогами-практиками, создание пакета наиболее результативных форм и методов социокультурной идентификации обучающихся на учебных занятиях и в сфере внеучебных коммуникативно-образовательных отношений.