Отражение опыта прошлого в принципах работы  современного педагога-пианиста

Номер: 

Прежде чем практически погрузиться в работу системы дополнительного образования детей, окунуться в детское творчество и общение, мы, педагоги-пианисты, проходим продолжительный путь профессионального обучения, путь освоения основ исполнительского мастерства.

На любом этапе профессионального пути, будь то консерватория или музыкальный колледж, тесно переплетаются творческие судьбы педагога и ученика. Каждый момент встречи — это почти всегда что-то глубоко волнующее и поучительное, потому что урок — не только профессиональная деятельность педагога-пианиста, но и черты его личности, его духовный мир, его общая и профессиональная культура. Наблюдая и анализируя работу моего педагога по классу "Специальное фортепиано", я поняла, что преподавание — это, прежде всего, живое общение, которое складывается каждый раз по-разному, в соответствии с индивидуальными особенностями ученика, этапами его развития и становления.

Пожалуй, самое главное, что опыт моей педагогической работы в сфере дополнительного образования и опыт общения с педагогом в годы обучения, будучи соединенными воедино, позволили создать собственную творческую атмосферу, свой стиль, манеру проведения урока фортепиано.

Несомненно, работа педагога в обучении детей игре на фортепиано опирается на многовековой опыт мирового исполнительского фортепианного искусства. Можно окунуться в историю и найти истоки и основы современного преподавания игре на инструменте у таких выдающихся педагогов как А. Б. Гольденвейзер, который учился у А. Зилоти, а он, А. Зилоти, в свое время учился у Ф. Листа, Ф. Лист — у К. Черни, К. Черни — у Л. Бетховена и т.д. Но и еще раньше основные принципы, которыми пользуются педагоги настоящего времени, были отчетливо изложены во второй половине XVII века, в книге Мишель Сен-Ламбера "Клавесинные принципы". Вот пример: «Хороший педагог досконально знает способности своих учеников; приспособившись к наклонностям и возможностям каждого, он обучает его с помощью наиболее подходящей для него системы. У хорошего педагога столько же различных метод, сколько дарований ему приходится воспитывать».

Исключительно важно отметить, что данное высказывание актуально и в современном мире. На сегодняшний день существующие образовательные программы по предмету "Специальное фортепиано", предложенные Министерством культуры в качестве типовых образцов для ДМШ и ДШИ, к сожалению, не всегда удовлетворяют условиям и социальному заказу современной школы искусств. В частности, ставят перед собой узкопрофессиональные задачи — воспитание пианиста. От этого появляется рутинность и некоторая «механизация» в работе над совершенствованием исполнительских навыков. Нельзя забывать, что музыка тесно связана с эмоциями и душевными переживаниями, а механически учить нельзя!

Работа педагога-музыканта есть, прежде всего, живая, художественно насыщенная деятельность. Поэтому в "копилке" у каждого, творчески увлеченного преподавателя, всегда есть приемы и методы обучения, опирающиеся на современные достижения — С. Судзуки, Наоюки и Рут Танеда, М. Лазарева, К. Орфа и др. Глубоко прав Б. Милич: «Искусство обучения заключается в умении найти на каждом этапе необходимый комплекс средств для гармонически целостного развития ученика» [1]. Кроме того, работа педагога-пианиста может быть плодотворной и приносить результаты только тогда, когда сам педагог является исполнителем. В моей профессиональной деятельности именно это и составляет содержательную суть общения с ребенком посредством музыкального языка. Прежде всего, необходимо увлечь ребенка, исполнив ему произведение целиком. Но это должно быть, по справедливому утверждению Б. Милича, «не просто проигрывание, как это часто бывает, а подлинно художественное исполнение» [1]. Такое совместное переживание разучиваемой и исполняемой музыки — очень важный момент в установлении контакта ребенка и педагога.

Работа с детьми в классе фортепиано в системе дополнительного образования — это большей частью импровизация. Каждый ученик — особый мир. Приходится искать приемы, подходы, методы. Поэтому музыкальная педагогика — не только наука, но и постоянный поиск и творчество [2; 3; 4].

Хочется также особо подчеркнуть, что кроме традиционного обучения, в основе которого лежит многовековой опыт фортепианных школ, в технологиях обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования есть и такие специфические принципы, которые способствуют развитию творческих способностей. Только при таком подходе, реализующем уникальный личностно-психологический потенциал дополнительного образования, ребенок-обучающийся чувствует себя не только учеником, но и творцом, мастером, артистом, индивидуальностью, искренне чувствуют свою личностную «сопричастность» с мировой музыкально-исполнительской школой.

Из многопланового — исполнительского и педагогического — анализа своей работы и работы своих коллег, педагогов по классу фортепиано, я делаю сегодня уверенный вывод: музыкальная педагогика — это искусство, которое требует от людей громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Такое отношение передаётся ему, в подавляющем большинстве случаев, от преподаватлей-музыкантов — представителей старшего поколения. Как следствие, у каждого педагога-пианиста с годами формируется свой индивидуальный стиль, свой уникальный опыт обучения детей исполнительской технике и исполнительскому мастерству.

Литература

1. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев, 1977.

2. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва: Изд-во «Музыка», 1978.

3. Тимакин Е. Б. Воспитание пианиста. Москва: Издательство «Музыка», 1984.

4. Фейгин М. Б. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Москва: Издательство «Музыка», 1985.