Создание инклюзивной образовательной среды в системе дополнительного образования детей

Номер: 

Современная эпоха провозглашает социальную справедливость и равноправие в качестве важнейшего нравственного требования к обществу, действительно, а не декларативно культивирующему гуманистические отношения. Люди с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, из-за предрассудков общества в отношении к ним. Поэтому проблема адаптации детей-инвалидов в социуме особенно актуальна сегодня во всём мире, включая Россию.
Миссией инклюзивного образования является обеспечение детей с разными типами ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе в диапазоне реально имеющихся возможностей. Чтобы они могли жить, занимаясь осмысленной, интересной продуктивной деятельностью.
Инклюзивное образование — это новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы
общего и дополнительного образования, это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям. Ведь инклюзивное образование не является обязательным.

Что может предложить современное дополнительное образование для детей с ОВЗ? Не обижая, не критикуя какие бы то ни было дополнительные образовательные учреждения, скажем вполне конкретно: приобщать детей с ОВЗ ко всему богатству народной, национальной культуры, прививать вкус к истинным образцам художественного творчества. При этом, на наш взгляд, имеет большое значение принцип регионализации, проявляющейся в опоре на трудовые и художественные народные традиции, на приобщении к искусству мастеров, в целом, к народной педагогике.
Только при этом мы воспитаем не потребителей, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей.
Обучение в дополнительном образовании детей с ОВЗ может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребенка, повлиять на качество его жизни, на его дальнейшую судьбу. Для этого необходимо:
     1) создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию лиц с ОВЗ;

            2) включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, оказавшихся вне системы специальных (коррекционных) ОУ;
            3) повышение самооценки детей с ОВЗ в социуме;
            4) установление положительного психологического климата в инклюзивной группе и в семейном окружении детей с ОВЗ.
            Федеральный государственный образовательный стандарт дает образовательным организациям право самостоятельно формировать учебную программу на основе
примерного учебного плана, учитывая в том числе и пожелания родителей обучающихся. Необходимость создания индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ)
в весьма большой мере продиктована социальным заказом родителей. Бесспорно: в дополнительном образовании существует более широкий диапазон возможностей для занятий с обучающимися с ОВЗ. Но при этом необходимо:
1) учитывать родительский запрос;
2) ориентироваться на наличие учебно-материальной базы;
3) принимать в расчет наличие педагогов-практиков, умеющих профессионально грамотно работать с детьми с ОВЗ;

4) иметь в наличии хотя бы минимальный набор индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ);

5) соблюдать санитарные правила и нормы, существующие государственные требования к составлению расписания.

Образовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации дополнительного образования в соответствии с уставом и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
 Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик — от детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей со стойкими и тяжелыми нарушениями развития. От детей, способных при специальной
поддержке успешно обучаться в тех же условиях и по тем же программам что сверстники без ограничения здоровья, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям
индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных бытовых навыков. При этом следует помнить, что медицинский диагноз ставят только врачи, которые в настоящее время используют Международную
классификацию болезней. Поэтому необходимо учитывать категории детей с ОВЗ для составления ИОМ.
Выделение и стандартизация вариантов не препятствует переходу ребенка с ОВЗ с одного варианта ИОМ на другой, не препятствует реализации его права на получение знаний и умений, которые обретаются в процессе обучения. Напомним: ФГОС для обучающихся с ОВЗ предусматривает механизмы гибкой смены ИОМ, что на практике конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ.
Что в личностно-воспитательном плане дает дополнительное образование обучающемуся с ОВЗ? Уверенность в себе, гибкую адаптацию в социуме, полноценное общение со сверстниками, приобретение жизненно необходимых умений и навыков.
Что значит инклюзивное образование для общества? Понимание проблем инвалидов и людей с ОВЗ, воспитание отзывчивости у здоровых детей, в целом — гуманизацию общества.

В нашем Доме детского творчества был разработан «Модуль инклюзивного образования художественно-эстетического цикла» в рамках Программы развития на 2016 – 2020 годы. Модуль включает следующие этапы инклюзивного процесса:

  1. диагностический — определение способностей обучающегося с ОВЗ;
  2. поисково-вариативный — определение целевых ориентиров в рамках разрабатываемого индивидуального образовательного маршрута;
  3. практико-действенный — реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению ИОМа обучающегося, в соответствии с прописанными в ИОМе направлениями деятельности, методами
    и формами, в целом организацией деятельности. На данном этапе происходит активизация как детей с ОВЗ, так и их родителей. Здесь важно постоянно отслеживать динамику изменений состояния ребенка;
  4. аналитический — подведение итогов и анализ достижений.
     

При этом педагог должен осуществлять следующие организационно-педагогические шаги:

1. На первом собеседовании разъясняет родителям возможности объединения в плане оказания образовательных услуг.
2. Заключает соглашение о сотрудничестве между
родителями и ОУ.
3. Приглашает родителей на педсовет по разработке ИОМа, участвует в его согласовании с родителями.
4. Доводит до сведения родителей расписание занятий ребенка.
5. Извещает родителей о возможном времени проведения индивидуальных и групповых занятиях, приглашает на тренинги, собрания и другие мероприятия.
6. Сообщает родителям о возможных изменениях в расписании занятий, изменениях в нагрузке и т. д.
7. Анализирует «обратную связь» — мнение о ходе адаптации ребенка в ДДТ, темпах и путях его дальнейшего развития, эмоциональном состоянии самих родителей. Анализирует запрос семьи, привлекает, при необходимости, внутренние и внешние ресурсы для поддержки семьи.

Составление индивидуального образовательного маршрута развития ребенка — процесс всегда творческий, довольно сложный, многоаспектный, но, уже начиная разрабатывать ИОМ, мы так или иначе открываем перед ребенком новые перспективные возможности для его развития. К каждому ребенку с ОВЗ необходимо подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.
      Назовем теперь основные личностные результаты ребенка с ОВЗ при посещении занятий в системе дополнительном образовании:
      1) ценностное отношение и любовь к близким, к образовательной организации, к малой Родине, России;
      2) ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
      3) осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
      4) элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
      5) эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
      6) уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
      7) готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
      8) готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
      9) понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
      10) потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности;
      11) расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

12) принятие и освоение различных социальных ролей; умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

14) способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
      15) способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
      16) способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
      17) мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Роль родителей данной категории детей трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия для развития своего ребенка. В индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, беспокойстве, которое
вызывает поведение ребенка.
      Система инклюзивного дополнительного образования, сложившаяся в нашем Доме творчества, приносит определенные положительные результаты. Так, например, Дарья Б. находясь на домашнем обучении, увлеклась бисероплетением и занималась в творческом объединении 6 лет (3 года по основной образовательной программе, 3 года по индивидуальному образовательному маршруту). За это время она достигла заметных результатов: в 2011 году — стала стипендиатом Главы города Карасука, в 2014 — стипендиатом Благотворительного фонда «Наш день», ее имя занесено в Энциклопедию детских достижений Новосибирской области. Затем поступила в профессиональное училище № 72 на специальность «швея», где реально использовала навыки, полученные в объединении «Рукодельница».

Анна Ю., Дарья Б. стали лауреатами и дипломантами многих международных, всероссийских, областных конкурсов. Степан К. — дипломантом всероссийского конкурса, Анастасия С. — дипломантом международных конкурсов, Виктория Ш. — лауреатом международного и дипломантом всероссийского конкурса.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок утверждал, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, а относятся к нему естественно, и только при этом условии семья начинает говорить не о нем, а с ним. Именно так — не о нем, а с ним. Наш опыт практической деятельность полностью подтверждает справедливость этого принципиального педагогического положения.