Опыт создания контрольно-оценочной системы на основе интерактивного применения кейс-метода

Номер: 

Среди множества современных инновационных обучающих технологий метод конкретных ситуаций («кейс-метод») занимает особо важное место в связи с его широкими функционально-образовательными возможностями [1].  Наряду с общепризнанной сегодня высокой обучающей характеристикой этого действительно современного метода, мы предположили возможным углубиться с помощью кейс-метода и в оценочно-диагностическую сторону проблемы, осуществив соответствующую опытно-поисковую  работу для обеспечения более высокого качества профессионального образования студентов. Работа осуществлялась в рамках преподавания дисциплин «Информатика» и «Информационно-коммуникативные технологии».
 Создаваемая нами интерактивная по своему типу кейс-методика оценки знаний, умений и компетенций студентов Новосибирского технологического колледжа питания, как мы надеемся, может понадобиться и преподавателей других общих и специальных  дисциплин в учреждениях СПО (среднего профессионального образования) на этапе текущего, промежуточного и итогового контроля.
Нет сомнения, что организуемый учебный процесс является реально действующим только тогда, когда планируемый учебный материал вводится не как информационно-описательный, а как содержащий реальную актуальную проблему, решение которой требует от обучающихся актуализации комплекса строго определенных знаний и умений, а также максимальной личностной интеллектуальной активности. В силу именно этого важного обстоятельства я отдаю в своей опытно-поисковой работе предпочтение кейс-методу - методу конкурентных ситуаций. Моя собственная практика преподавания убедительно подтверждает, что процесс обучения на основе творческого применения данного метода вполне успешно решает главную задачу – повышение качества учебно-образовательной деятельности всякого конкретного студента на занятиях «Информатикой» и «Информационно-коммуникативными технологиями».
Общественная жизнь остро ставит сегодня перед нами проблему динамичного  перехода от знаниевой парадигмы в преподавании к компетентностной. А компетентностный взгляд, как известно, предполагает  сознательный уход  от приоритета «знаний» и переход  к «способам деятельности», это все требует качественного изменения решительно всех без исключения  элементов целостного учебно-дидактического процесса.  Поэтому я считаю, что при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационно-коммуникативные технологии» лучший эффект даст применение на занятиях теоретического и практического обучения интерактивного кейс-метода, позволяющего в более полной мере учитывать индивидуальных особенностей обучающихся, их базовый школьный уровень подготовки,  принимать в расчет физическое самочувствие, а также уровень адаптации к условиям обучения, в частности, в  условиях СПО (среднего профессионального образования).
На сегодняшний день мы глубоко убеждены: успешный переход от оценки знаний к оценке компетенций студентов принципиально невозможен без предваряющей разработки и апробации новой контрольно-оценочной системы (КОС), комплектования для этой системы минимально необходимых фондов оценочных средств и отработки новых процедур (механизмов) оценивания.
Наиболее оптимальным средством для достижения выдвинутых нами опытно-поисковых целей и задач в преподавании двух ранее указанных дисциплин является как раз  кейс-метод, включающий в себя, с одной стороны,  пакет документов для работы преподавателей, а с другой – соответствующий пакет для работы студентов.
Что представляет собой структура и содержание разрабатываемого нами кейса?
Как показывает практика, комплектуемый пакет документов должен обязательно включать в себя: 1) Учебно-методический комплекс (УМК) преподавателя; 2) УМК студента: 3) КОС.
Рассмотрим теперь более конкретно УМК преподавателя. Это: 1) Примерная программа; 2) Рабочая программа; 4) Календарно-тематический план (КТП); 5) Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет, экзамен); 6) Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы (МУ по ВСР); 7) Методические указания по выполнению практических работ (МУ по ВПР); 8) Банк тестовых заданий.
УМК студент содержит в себе: 1) КТП (календарно-тематический план); 2) Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет, экзамен); 3) МУ по ВСР; 4) МУ по ВПР; 5) Банк тестовых заданий.
Студента нужно оценивать за содержательную активность в дискуссии, публичной презентации, но самая реалистическая и объективная оценка – это работа с банком тестов. Преимущества автоматизированного контроля хорошо известны (это - случайный выбор вопросов, объективность, детальность, точность и оперативность оценивания). В свою очередь, вопросы разных типов позволяют разнообразить задание и стимулируют аналитическую интеллектуальную деятельность студентов. Используя банк тестовых вопросов по изучаемой дисциплине, студенты имеют возможность самостоятельно проконтролировать собственные знания и оценить готовность к итоговому контролю.
Обобщая результаты проводимой нами в настоящее время опытно-поисковой деятельности, мы можем заключить следующее: целенаправленное применение содержательного, структурированного пакета документов (УМК, кейс-метод и др.) создает благоприятные условия для формирования общих и профессиональных компетенций выпускников, обеспечивает их более высокую конкурентоспособность, а потому и востребованность на рынке труда.

Литература:
Гутыря Н.П. Кейс-метод как интерактивная форма обучения // развитие Российского образования: стандартизация и индивидуализация : сборник материалов ХХIII \всероссийской научно-практической конференции; в 2 томах. Т. I. –Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018,  с.136-137.