Воспитание чувства коллективизма у младших школьников в условиях сотрудничества педагога дополнительного образования и классного руководителя

Номер: 

Работая много лет педагогом дополнительного образования в ДДТ «Центральный», я в последнее время стала замечать усиливающуюся у современных детей тенденцию к собственничеству и индивидуализму. Отдельных признаков нарастающего неблагополучия подобного рода можно выделить много. Выделим один, на мой взгляд, наиболее наглядный и убедительный. Сделанные поделки с большим удовольствием дети забирают домой, а привлечь их к совместному участию в акциях добрых дел, к изготовлению сувенирного и выставочного фонда, в целом, к коллективным учебно-творческим видам деятельности и социально значимым проектам стало очень сложно. Я стала искать способы решения данной воспитательной проблемы.
Три года назад, в рамках стратегии освоения требований ФГОС, я начала работать с обучающимися 1 «Г» класса СОШ № 4 Центрального округа города Новосибирска. В первое время у детей, как собственно и ожидалось, была отчетливо выражена типичная социальная проблема собственничества: сделанные работы забирались домой, а даже временное размещение их на выставке вызывало некоторое внутреннее сопротивление у детей — работы оотдавались с большим нежеланием. Теоретических объяснений этой социально-психологической проблеме можно найти множество. Но лично мне требовалось не просто объяснение, а деятельностно-практическое ее решение. Поэтому мы предположили возможным  организовать целенаправленную работу с первоначальной мотивацией детей, с их ценностно-смысловыми установками перед началом той или иной конкретной проектной деятельности, вести соответствующую корректирующую работу с мотивацией  и в процессе осуществления того или иного  проекта. Сверх того, предположили желательным на встречном социально-психологическом уровне усилить эмоционально положительную направленность жизнедеятельности детей в классном коллективе на достижения всякий раз определенного социально-значимого результата.
Итак, наработав с детьми определенные навыки работы с бисером, я, в тесной связи с классным руководителем, стала привлекать детей к участию в акциях добрых дел. Для этого с детьми проводились беседы о важности заботы о пожилых людях, инвалидах, ветеранах войны и труда, детям зачитывались отрывки из литературных произведений, читались стихи о войне. Участвуя в акциях добрых дел («Мы дарим вам свое тепло», «От сердца к сердцу» и «Подарок ветерану»), дети изготавливали несложные сувениры, которые затем передавались в дар пожилым людям, инвалидам и ветеранам. Большое внимание при этом уделялось качеству работы, это делалось для того, чтобы подарок принес радость людям, которые его получат.
По прошествии некоторого времени, дети стали больше осознавать  ответственность за свою художественно-творческую работу, а потому старались выполнить ее как можно лучше.
На третий год обучения я выстроила процесс обучения таким образом, чтобы в конце каждой изученной нами темы было контрольно-итоговое занятие, на котором дети представляли бы ту или иную коллективную работу, актуализируя, по возможности, все полученные ранее знания, навыки и умения. Так нами были реализованы следующие коллективные проекты: 1) композиции «Рябинка», «Весна», «Осенний букет»; 2) панно «Ежики», «Новогодняя фантазия», «Снегири», «Жар-птица».
Каждый ребенок, выполняя свою запланированную часть работы, хорошо осознавал оответственность за конечный совместный результат, а поэтому очень старался. Я внимательно следила за мотивационным фоном занятия, за атмосферой в учебной группе, своевременно внося необходимые коррективы.
Систематическое иизготовление коллективных творческих работ, а также последующее активное, а главное, успешное участие детей в различного рода выставках и конкурсах (от окружных до международных), наглядно показало моим ученикам, каких высоких результатов возможно достичь совместным трудом. Коллективная мотивация стала с этого момента моим существенным подспорьем в деле организации учебно-творчесчкого процесса.
Полученные детьми грамоты размещались в классном уголке, а коллективные работы украшали  кабинет, выставочный шкаф и фойе. Получилась своего рода выставка, на которую приходили смотреть не только учащиеся, но родители и гости школы. Это, конечно же, стало мощным мотивирующим фактором для активизации дальнейшей учебно-творческой деятельности. У детей стала заметно пробуждаться гордость за свой коллектив, возникать стремление сделать еще, как они любят говорить, «что-нибудь эдакое».
По итогам учебного года коллектив 3 «Г» класса СОШ № 4 был размещен на виртуальной Доске почета в ДДТ «Центральный».
В мои дальнейшие планы работы с этими детьми на следующий, теперь уже 4-ый год обучения, мы запланировали выход на проектную деятельность в масштабе малых групп, но в рамках одной объединяющей всех темы. Как это реально будет выглядеть? Получив задание, дети должны будут самостоятельно распределить внутри группы обязанности, сообща выбрать наилучший способ выполнения совместной деятельности. После ее окончания будет осуществлена защита проекта, а лучшие работы будут рекомендованы для участия в конкурсах и выставках различных уровней.
Таким образом, я на практике убедилась, что привлечение детей к проектной деятельности развивает у них чувство коллективизма, повышает ответственность, активизирует самостоятельность и формирует умение четко планировать свою предстоящую творческую деятельность.