Обучение в процессе жизни. Практические советы педагогам и родителям

Номер: 

Едва ли не самый главный смысл и основная цель семейной жизни — воспитание детей. В наши дни — это особенно важно осознавать и реально осуществлять на практике. Но на деле не весь воспитательный потенциал семьи сегодня эффективно обращен на ребенка, на его разумное обучение, воспитание, развитие. Дополнительное образование, занятия в различных творческих объединениях, конечно же, вносят свой достойный вклад в дело социального становления и культурного развития ребенка. Но необходимо и сотрудничество с семьей.  В деле такого сотрудничества у педагога дополнительного образования есть немало значительных преимуществ перед школой. Не буду углубляться в эту многим хорошо известную сторону дела. Обращусь к практике заявленного мною вопроса.

«Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери», — неоднократно повторял классик отечественной педагогики Василий Александрович Сухомлинский. Замечу, именно Школа, где присутствует практически все необходимая для обеспечения полноценного образовательного процесса. Отсюда и проистекает ниточка вех наших дальнейших теоретико-методических размышлений.

Воспитывая детей, сотрудничая с родителями, мы должны прежде всего ответить на ключевой вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» и лишь после этого вести речь по поводу следующего важного вопроса: «Как надо осуществлять воспитание?». Забвение этой казалось бы простой истины приводит подчас к тупиковым методическим и сугубо практическим ситуациям. 

Хотелось бы начать свои советы педагогам и родителям со следующих слов Стивина Кови: «Счастливые семьи возникают не сами собой. Это дело требует максимальной энергии, таланта, желания, дальновидности и решимости». Повторю еще раз: энергии, таланта, желания, дальновидности и решимости. В разумном сочетании, выработке в себе этих важных качеств — залог успешного семейного воспитания.
Кратко изложу теперь очень методическую по своему духу метафору, которую предложил Стивен Кови. Вот ее суть. Хорошие семьи — даже самые лучшие — большую часть времени блуждают, сбившись с курса. Но их отличает чувство направления, особое интуитивное чувство общей направленности движения. Они скорее по наитию, не полностью осознавая всего этого, знают, какой он, их «курс», и время от времени сверяют логику воспитательного движения, вовремя возвращаются на него.
Представьте, что вы летите самолетом. Пилоты точно знают, куда им лететь, и стартуют в соответствии с планом. Но в процессе полета на самолет воздействуют ветер, дождь, турбулентность, человеческие ошибки и другие факторы. В результате самолет постоянно чуть-чуть меняет курс и некоторую часть времени летит не совсем туда, куда ему предписано планом полета. Эти отклонения от плана продолжаются на протяжении всего полета и при очень плохих погодных условиях могут быть весьма существенными. Но как бы то ни было, самолет все-таки прилетает в пункт назначения. Такова в общем плане и траектория вдумчивого, большей частью успешного семейного воспитания.
Как же это получается? Во время полета летчики имеют постоянную обратную связь. Информацию о своем местонахождении и направлении они получают от приборов, диспетчеров, от других самолетов, иногда даже от звезд. И, основываясь на этой информации, сразу же вносят поправки, так что раз за разом вновь возвращаются к плану полета.
Итак, надежда добраться до желанной цели заключена не в отклонениях от курса, а в знании пункта назначения, наличии плана и способности возвращаться на нужный курс.

Я полностью согласна со Стивеном Кови, и считаю, что полет самолета — это хорошая метафора семейной жизни. Она заключена в наличии цели, плана и мужественной решимости раз за разом возвращаться на главную дорогу.

Давайте посмотрим на обсуждаемую нами проблему со стороны родителей, а потом и с точки зрения педагогов дополнительного образования. Выполним своеобразный мысленный эксперимент. Мне это несложно сделать. Я по своей должности методист, а по жизненному статусу — мама двух детей. Тогда получатся следующая картина.
Начнем в общем-то с самой конструктивной, родительской — сотруднической — позиции. Вместе с нами, родителями (папами, мамами, дедушками, бабушками и т.д.) в воспитании и обучении наших детей активное участие принимают педагоги, и значимую часть, если всмотреться в эту проблему попристальнее, занимают педагоги дополнительного образования. Ведь дополнительное образование — это для нас, родителей, есть, прежде всего, какое-то конкретное ремесло (независимо от того, ручной ли это будет труд или умение владеть голосом, телом, мимикой, жестами).
В триаде «ребенок — педагог — родитель» у каждого из участников целостного педагогического процесса есть своя цель, и своеобразная сверхзадача каждого из нас помочь друг другу достичь этой цели. Для себя как родителя я, прежде всего,  ставлю  целью - высокую культуру семейных отношений, но, с другой стороны как педагог-профессионал, как методист учреждения дополнительного образования  я вижу для себя особую педагогическую цель — овладение высшим педагогическим мастерством.
Когда мы говорим о высокой культуре семейных отношений, то понимают под этим такую культуру взаимоотношений, в которой все члены семьи искренне, глубоко радуются, по сути - наслаждаются, находясь в обществе друг с другом, где присутствует ощущение общности убеждений, смыслов и ценностей, где люди взаимодействуют и действуют эффективно, основываясь при этом на принципах, управляющих всей жизнью. Имеется в виду культура, где акцент смещен с эгоистического «я» на гуманистическое «мы». Такая смысловая воспитательная установка, кстати говоря, есть характерная особенность традиционной российской семьи, в случае, конечно же, ее благополучного социально-психологического функционирования, о котором мы сейчас и ведем речь.
Когда мы ставим вопрос о высшем педагогическом мастерстве, то понимаем под таковым самый высокий уровень самоорганизации практической педагогической деятельности. По сути дела это своеобразный синтез личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней подготовки, отмеченной совершенным владением приемами обучения и воспитания, владением педагогической техникой и своим конкретным жизненным педагогическим опытом.
Что же с целями ребенка? Если мы, взрослые,  на собственном примере покажем детям, как достигать поставленных целей, как, даже временно сбившись с пути, вовремя возвращаться на исходную жизненную траекторию, то, я уверена, и взрослея, ребенок шаг за шагом научиться формулировать для себя свои собственные жизненные цели. Ведь взрослый — это — для ребенка — прежде всего объект для подражания. И такой способ семейного жизненного бытия исподволь, ненавязчиво, постепенно помогает ребенку в становлении социально благополучного самосознания личности.

У детей, как известно, есть особые периоды жизни, в которые они наиболее восприимчивы к тому или иному виду деятельности. Повлиять на сроки этих, так называемых сензитивных периодов нам не под силу, но знать про них и родителям и педагогам необходимо. Тогда эти периоды пройдут с максимальной пользой для обучения, воспитания и развития. Воспитание, как известно, на 90 % состоит из предусмотрительности.
Рассмотрим некоторые примеры, которые могут пригодиться для лучшего достижения общих целей.

Начнем с раннего детства.

Цель ребенка. Освоить мир, в котором живет. Понять порядок и устройство того, что его окружает.
До трех лет начинает осваиваться устная речь. Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. В этом возрасте рекомендуется говорить с малышом четко и ясно, не сюсюкаясь. Взрослый — яркий образец для подражания.
В раннем возрасте есть много ограничений по передвижению ребенка, ему никуда нельзя ходить, многое нельзя трогать. Вроде бы все правильно, но, замечу, так с самого детства в самой своей сути подавляется исследовательское поведение, ребенок лишается какой-то части опыта деятельностно-познавательного взаимодействия с миром. Преодолеть это противоречие можно множеством практических способов,  подсказать которые родителям может их природная смекалка.

Цель родителя. Важно быть для ребенка надежным родителем.
Часто родители считают, что если ребенка отвлечь, и подождать пока он отвлечется, то можно незаметно уйти, не нанеся ему при этом травмы. Мы воспитываем собственным примером, и если нам позволительно уходить «по-английски», то ребенок впитывает такое поведение, и уже, будучи подростком, нам это продемонстрирует.
Если ребенка любого возраста предупреждать о своей отлучке, то это говорит об уважении к нему и надежности родителя. Особенно, я уверена, важна мама в этом периоде. Да, конечно, будут слезы и переживания, но если мама с самого начала уважает своего ребенка, то это она и воспитывает в своем чаде ответное уважение в свой адрес.

Цель педагога. Информировать и поддерживать именно родителей. Только через них в этом периоде, возможно помочь ребенку в достижении его целей.

Дошкольное детство

Цель ребенка. Попасть в мир взрослых. «Быть как взрослый»
В этом возрасте малыш учится культурным формам общения — тому, что потом будет называться этикетом. До шести лет закладываются основы социального поведения, вырабатывается свой собственный, индивидуальный способ общения с миром. Ребенок будет вести себя так, как ведут себя значимые взрослые. Он как губка впитывает, и как зеркало отражает все, что происходит с ним.
Но вот в один какой-то прекрасный момент мы вдруг замечаем, что у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. Это педагогически очень благоприятный случай. В возрасте около пяти лет большинство детей, действительно, проявляют интерес к чтению. Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. И можно использовать эту особенность, и помогать осваивать ту деятельность, которая интересна ребенку, а не маме. Ведь письмо — это выражение своих мыслей и желаний, а чтение — это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Цель родителя. Научиться играть с ребенком в жизнь.
Используя интерес ребенка «быть как взрослый», можно помочь ребенку сформировать бытовые навыки. Самый лучший способ для этого — сюжетно-ролевая игра. Умение переодеваться, ухаживать за одеждой, формирование навыка гигиены, основы наведения порядка, приготовления пищи, уход за домашними животными и растениями, и т.д. все это проживается в играх типа «Давай приготовим для папы ужин. Мы будем поварами» или «Сегодня день театра, надо оформить сцену. Помоем пол, постелем коврик, поставим стульчик. Покажем папе концерт».
И, конечно же, отличным помощником в том, что мы не можем поиграть, или хотим скорректировать, является сказка. Авторская сказка, сочиненная родителем для своего же ребенка. Именно она лучше всего позволяет безопасно ввести ребенка в мир взрослых. Через сопереживание героям, ребенок учится жить в окружающем его мире. Именно в сказке он, если хочет, может отождествить себя с главным персонажем, а если страшно, то безболезненно от него отделиться. Сказок должно быть много и разных, но и надо помнить, для ребенка необходимо слышать одну и ту же сказку множество раз, потому что для него она звучит каждый раз по-новому, с каждым разом ему все проще сопереживать главному герою, и каждый раз он на один шажок приближается к миру взрослых.

Цель педагога. Помощь ребенку в адаптации в детском коллективе.
Адаптация — это только первая стадия социализации, на которой происходит усвоение социальных норм через подражание. И педагог — это тот человек, которому родитель доверяет часть воспитательных процессов, часть воспитательных смыслов, часть программных установок социальной адаптации своего ребенка. Между родителем и педагогом должно быть взаимное уважение и доверие. Родитель и педагог объединились, чтобы помочь ребенку в достижении его целей.
В дошкольном возрасте ребенок знакомиться с различными детскими коллективами. Самые распространенные — это детский сад, школа раннего развития, кружки, секции дополнительного образования.
Каждый педагог, работающий с детьми этого возраста должен с ними играть, и в первую очередь в сюжетно-ролевую игру. Та же подготовка к школе, может быть проведена не сидя за партами, на лежа на коврике. Гораздо важнее в этом возрасте научиться играть по правилам, чем писать красиво букву А. Гораздо важнее научиться договариваться и просить прощения, чем правильно поднимать руку для того чтобы тебя спросили. Для перехода от эгоцентрации к децентрации — это самый благоприятный и важный возраст, а для учебных навыков есть свой отдельный, последующий период.

Младший школьный возраст

Цель ребенка. Формирование самооценки.
Через общение с людьми различного возраста, статуса, происходит формирование самооценки. Определения своей роли в обществе.
На первый план выходит учебная деятельность. Когда мы говорим учебная деятельность, то в голове всплывает образ учеников, сидящих за партами, и тянущих руку для ответа. А если посмотреть конкретнее, то учебная деятельность, это не то, что происходит в классе, а то, что каждодневно происходит  в самой личности ребенка. Что же это конкретно? Это освоение глубоких системных знаний, отработка обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных жизненно-практических ситуациях. А это уже гораздо шире, проблемнее и интереснее, чем просто заформализованный урок по математике или русскому языку.

Цель родителя. Организация процесса осознанного взаимодействия ребенка и общества, ребенка и социума.
Чадо растет и его приходится отпускать в опасный мир взрослых. И делать это можно по-разному. Например: «Общаться с этим мальчиком нельзя»; «На скейтборде кататься нельзя» и т.д. Ребенок привыкает к родительским жестким рамкам, присваивает их. И дальше, будучи взрослым, в жизни он сам себя во всем ограничивает, становится несвободным.
Или есть и другая позиция родителей. Они дают возможность ребенку получить разный опыт в жизни, и самому в дальнейшем решить, что ему подходит, а что нет. Эти родители более спокойны и больше доверяют миру. Они знают, что ребенок сам сможет найти для себя комфортное место в жизни. При этом, конечно, не перестают о нем заботиться. Делают только лишь самое необходимое, ставят рамки, в которых ребенку безопасно. Дают возможность выбора занятий и друзей, но предупреждают об опасностях, которых нужно избегать. Конечно, ребенок не всегда поступает так, как хотелось бы родителям, но они дают ему возможность приобрести свой опыт. Как правило, такие дети более спокойны и свободны в жизни.
Для того чтобы ребенок развивался правильно стоит проводить с ним как можно больше времени, разумно, конечно, организуя его, ведь именно родительский способ  общения так сказать, «запускает», а в случае необходимости направляет, корректирует в нужное русло сензитивные этапы социального развития ребенка.

Цель педагога. Научить учиться
Только тот педагог может научить учиться, который умеет учиться сам. Это аксиома родительского воспитания. Это — высший пилотаж и своего рода искусство воспитания, наивысший результат педагогического творчества родителей. Ведь к каждому ребенку надо найти  свой оригинальный, единственно верный методически подход.  С одного раза это не достигнешь. Универсальных рецептов на все случаи жизни здесь тоже не может быть. Значит, нужен вдумчивый и кропотливый труд, труд души, труд неравнодушного ума и сердца. А, возможно, и особого рода родительский талант. Школа и дом творчества, сообща, могут вплотную приблизиться к решению этой столь непростой проблемы.
Поделюсь теперь некоторыми своими сугубо практическими находками. Остановлюсь на принципах, которые я для себя вывела из фактов своего педагогического опыта. Они могут помочь как педагогам, так и родителям для выстраивания продуктивных взаимоотношений с ребенком, налаживания совместной с ним, интересной в жизненном и собственно педагогическом плане,  жизни.

Принцип «Дробление»
Суть этого принципа: «Разделить объект на независимые части. Добиться успеха с ребенком в каждой из части, соединить потом все воедино».
Пример:

  • Как научить двухлетнего ребенка надевать штаны? Раскладываем этот процесс на составляющие, и за один раз отрабатываем с ним только один элемент. Например, только принести, или только надеть самому одну штанину, или только натянуть штаны с колен до конца. Остальные элементы выполняет родитель. Так ответственность за надетые штаны делится на двоих, и у ребенка присутствует ситуация успеха. Он уже справился!
  • Как научить первоклассника решать задачу в тетрадке? Решение задачи состоит из элементов: умение выполнять  и записывать арифметические действия, умение составлять любые схемы, умение переводить задачу на язык чисел, умение писать цифры и буквы, умение отступить нужное количество клеточек, умение записать ответ. Так вот, чтобы ребенок чувствовал себя успешным при решении задач, необходимо, чтобы были сформированы все перечисленные умения, которые отработаны по отдельности, а лишь затем объединять их все в одно действо — решение задачи в тетради.

Принцип «Объединение»
Суть принципа: «Объединить детей и родителей для достижения единой цели»
Пример:

  • Совместные праздники с распределением долей ответственности. Праздник организуется всеми для всех. Все зрители и все участники.
  • Домашние игры-квесты для детей и родителей. Педагог, взаимодействуя с родителями, составляет игру-квест по своему виду деятельности. Тем самым улучшаются семейные связи, т.к. общее дело укрепляет отношения. Семья погружается в суть ремесла, которому обучает педагог.

Принцип «Инструкция»
Суть: «Писать и рисовать подробные инструкции для любого действия, вызывающего затруднение».

  • Инструкция для ребенка 3 лет как одеться на улицу.
  • Инструкция для ребенка 9 лет как собраться на занятие.

Принцип «Обратная связь»

  • Обсуждать в семейном кругу впечатления и эмоции за день.
  • Педагогам вести группу в соцсетях, чат в WhatsApp для оперативного информирования родителей, выкладывания фотографий детей в процессе деятельности. Способствует доверительным отношениям родитель-педагог, и в следствии положительно влияет на развитие ребенка.

Принцип «Умная гимнастика»
Кинезиологические упражнения развивают повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Принцип «Самообслуживание»
Заинтересовать ребенка, чтобы он сам нашел информацию, или решил задачу, которая относится к зоне его ближайшего развития.
Пример:

  • Ребенок (4 класс). Необходимо научиться решать задачи на скорость, время, расстояние. Интересуется муравьями. Предположим, что муравей затеял побег. Сколько времени у него есть времени, чтобы остаться не пойманным?
  • Трудности с укладыванием на дневной сон. Ребенок (4 года) играет в космонавтов. «Внимание всем космонавтам, занять свои спальные мешки, пристегнуть ремни, обратный отсчет… Мы в космосе, темно, ничего не видно»

Итак, я представила некоторый свой личный опыт как родителя, как педагога, как воспитателя-методиста. Все персонажи у меня реальные, не выдуманные. Мы открыты для обсуждения и обмена опытом.

В заключении, подводя итог всему ранее изложенному, хочу рассказать мудрую притчу-историю про чудо китайского бамбука. Посадив в землю семя этого удивительного растения, на протяжении четырех лет вы ничего не видите, абсолютно ничего, если не считать крошечного побега. Четыре года растение развивается под землей — образуется мощная и обширная корневая система. Но зато за пятый год бамбук вырастает вверх до четырех метров!

Говорят, что многое в семейной жизни и педагогике в целом можно уподобить этому китайскому бамбуку. Вы работаете, тратите время и силы, делаете все возможное, чтобы обеспечить рост, но проходят недели, месяцы, даже годы, и никакого роста не видно. Однако, если вы терпеливы и продолжаете начатое дело, «пятый» год обязательно настанет. Я верю, «пятый» год наступит у каждого, и он сможет приблизиться к конечной цели своего путешествия.

И еще один узелок на память — изумительно точное педагогическое утверждение талантливого русского, еще, кстати говоря, дореволюционного педагога-исследователя А. Н. Острогорского: «Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя». Лучше, думаю, сказать невозможно.