Летнее погружение в языковую и естественнонаучную среду

 «Лето — это маленькая жизнь». Каждый ждет от лета незабываемых событий и приключений.  Но как сделать лето увлекательным, полезным, незабываемым, наполненным солнечным настроением, новыми знакомствами, новыми знаниями и идеями? Летний лагерь при ОЦ «Горностай» — замечательная возможность искать и воплощать.
Центр Международного Сотрудничества «ErminLing» был в поиске новых идей дополнительного образования с самого основания 2012 года — нас поддерживали и проявляли интерес и дети и родители. Три года подряд мы получали одобрение и финансовую поддержку Центра по организации отдыха детей «СОЛО» в городском конкурсе профильных смен «Перспектива». Это были разные направления: «Путешествие по Транссибу-2013», «Выше Сильнее Быстрее-2014», «Экотропа» и др. В основе всех наших направлений, всех наших поисков приоритетом было языковое погружение.
Стратегия Образовательного Центра «Горностай» и Центра Международного Сотрудничества «ErminLing» — воспитание успешного, современного и открытого миру выпускника. В концептуальном педагогическом плане это стало основой для плодотворного воплощения в жизнь имеющейся на сегодняшний день интегративной воспитательно-образовательной модели.
Так, «Горностай» уже давно и, по мнению многих независимых экспертов, вполне успешно работает по программе «спецклассы», ориентируясь на естественнонаучное направление, описывающее последовательные причинно-следственные связи  объектов и систем материальных объектов. Но естественнонаучное образование также включает в себя и математику, как область абстрактного знания, а также язык и логический аппарат для описания операций и свойств изучаемых явлений.
До недавнего времени было принято считать, что естественнонаучное образование не должно включать гуманитарные и общественные дисциплины. Тем не менее, мы глубоко убеждены, что в современном мире у ученика должна быть возможность не только осваивать английский язык в соответствии с его профильным выбором, но и одномоментно углубляться в соответствующую область знания. В результате такого методико-дидактического подхода английский язык приобретает для обучающихся личностный смысл и становится действующим фактором мотивации. На самом элементарном  уровне, английский язык может конечно выступать просто как средство для получения новой информации в определенных областях знаний, но можно строить интегративный образовательный процесс, расширяя круг познаний как языка, так и науки.
Нашему новому направлению два достаточно успешных года — летняя научно- языковая площадка «ScienceLab Club». Если быть предельно кратким, то мы стремимся развивать познавательный интерес учащихся 4-5-6 классов в предметах естественнонаучного направления, а английский язык выступает дополнительным и важным средством для получения новой информации в комфортной и творческой атмосфере. Мы стараемся также помочь ребятам определиться в выборе профиля, и в этом нас поддерживают учителя-предметники по физике, химии, биологии и географии, сотрудники научно-исследовательских институтов Академгородка. Наши «походы» в научно-исследовательские институты Академгородка (ИЯФ, Институт математики, Институт геологии и минералогии СОРАН). Специально проводимые занятия научными сотрудниками – это лишь первые ступеньки, пройденные ребятами на пути социализации, и возможно в дальнейшем, по нашему концептуальному замыслу, они приведут к развитию стабильной преемственности между их общим и профессиональным образованием.
На современном этапе в общемировой практике активно развивается инновационная образовательная технология — предметно-языковое интегрированное обучение CLIL как инструмент для изучения других предметов. Мы смогли в условиях летнего лагеря сделать предметные уроки — уроками на иностранном языке, таким образом немного приблизились к билингвальности. На занятия английским языком мы обязательно привлекаем носителя языка для более полного погружения в языковую среду. Ведь только он может познакомиться ребят с особенностями речевой культуры и контекстно погрузить в уникальные особенности национальной культуры.
Поскольку наш краткий летний курс ориентирован на освоение «естественнонаучного английского» (ESP), то уже на начальном этапе изучения английского языка в качестве примеров мы используем специализированные видио и текстовые материалы по разным темам: законы Ньютона, сбалансированное питание, парниковый эффект, планеты Солнечной системы, строение слоев Земли и виды камней, структура почвы и ее свойства, и многие другие интересные темы.
Для понимания и выполнения заданий требуется дополнительная словарная работа, что тоже, по нашим сегодняшним наблюдениям, способствует расширению словарного запаса. Каждый преподаватель, как правило, имеет в активе собственные задания и упражнения для введения определенной лексики, грамматических моделей (см.: Приложение). Это, несомненно, поддерживает «авторский методический тонус» преподавательского состава. Внешне все происходит как на уроке английского языка — цели и задачи ориентированы на развитие речевых и языковых компетенций, но подход более творческий и коммуникативный — научный реп, языковая игра, кроссворды и чайнворды, творчество, моделирование и опыты. Такие формы работы помогают ребятам сформировать свой запас устойчивых, регулярно воспроизводимых сочетаний слов, которые они смогут активно использовать в собственной «научной» речи. В большей степени мы ориентировались на слова и словосочетания общенаучной лексики. Узкопрофессиональная лексика (термины), как правило, не вызывают какой-либо трудности для запоминания так как эта лексика интернациональная. Наша основная задача летнего погружения — изучение предмета не ради предмета, но возможность заинтересовать ребят и помочь им увидеть значение рассматриваемых проблем (теоретическое или практическое) и расширить их общенаучный кругозор.
Этим летом мы попробовали себя в новом интересном направлении «Дети рисуют научную фантастику». Нам посчастливилось познакомиться с художницей Светланой Шендрик и в Институте геологии наши ребята попытались изобразить свои научные идеи на листе бумаги, соединяя полет фантазии и строгие научные принципы.
И мы очень надеемся на дальнейшее сотрудничество творчества и науки, развития фантазии и знакомство с научными фактами. Институты Академгородка всегда готовы открыть свои научные лаборатории, показать уникальное оборудование и приборы, предложить лекции по актуальным вопросам науки для ребят.

Post Scriptum:

  1. Летняя языковая площадка «ScienceLab Club» организована ЦМС «ErminLing» на базе ОЦ «Горностай» преподавателями Валевской М.Ю., Черданцевой И.И., Чернышевой А.Д. Нам помогали наши коллеги Ковалева Е.Б. (биология/химия), Потатуркин И.О. (физика), Кудрявцева Н.С. (география).
  2. Координаты для связи: https://www.youtube.com/watch?v=w-99rb4dcSg&feature=youtu.be (Летняя площадка_ОЦГорностай_2018_научно-языковая)

Приложение

Иллюстративный методический материал
Из авторского опыта М. Ю. Валевской
(Образовательный Центр «Горностай». г. Новосибирск)

Cycle drawing

Time:   twenty minute
Lead-in:     Ask students to describe ways that some parts of nature, such as rocks, plants, animals, water and air, go through the cycles.
Procedures:   Gather the students in a circle and explain that they will be creating a drawing together. (Make sure they all have a piece of paper, a pencil and a drawing surface) 
Explain that they are going to draw a story as pieces of paper are passed around the circle. The picture should somehow reflect a cycle within the nature. Each student has a minute to begin the drawing.
When everyone is ready, begin passing the papers around the circle. Give them a minute to add the drawing they have received. Each drawing should rotate around the circle until it returns to where it started.
Wrap-up:       When drawings are finished, ask each student to explain how his or her cycle drawing began and how it changed.
Making music
Time:
       twenty minute
Lead-in:     Keep students in a circle. Explain to them that they have listened to the sounds of nature. They will now try to imitate the sounds.
Procedures:   To start their creativity flowing, show students how to imitate - a rainstorm. Explain that in order for the activity to work, each person must do his or her own part in the proper order. 
Start by snapping the fingers of one hand. As soon as you state, the person on your right should start, and so on around the circle. When everyone is snapping with both hands, and then clapping hands, slapping one thing, slapping both thighs, storming feet. To have the storm pass over, reverse the order.
Now encourage students to make their own instruments using objects they find on the ground. Caution them not to pick anything that is alive. “Instruments” can be sticks hitting together, two stones, a stick used as a flute or whistle, etc.
Try to create the rainstorm using their new instruments. How about the sound of the wind blowing in the trees? - A leaf gentry falling? - Birds singing in spring? (Explain that they should not just make noise, but use their instruments to respond to what the other instruments are saying. Practice by letting one person make a sound and letting another respond to it.)
Wrap-up:       Ask each student to explain their feellings.
STREAM ECOLOGY
Adaptations
Time:      ten minutes
Lead-in:         Begin the class by asking the students, “What is ecology?” (the study of the interrelationships of living and non-living things) Explain to the students that they will be studying a specific environment: the stream, which has some very specialized creatures living in it.
Procedures:    Ask students, “What are things that every creature needs to survive?” (Food, water, shelter, oxygen)
Tell students, “All creatures have the tools they need to get these things from their specific environment. Such tools are called adaptation.”
Show the students some of the animal pictures and ask them for some adaptations of those animals. (Examples: camouflage, bats’ sonar, eagles’ eyesight, rattlesnake venom, etc.)
Tell students that creatures which live in water are called aquatic. Ask students, “What kind of adaptations do aquatic creatures need to survive?” (gills, fins, webbed feet, streamlined bodies, etc.)
Wrap-up:       Ask students if all animals have adaptations of some sort. Will adaptations that work well in one environment necessarily work in another? (No; a fish will not live long on land, because it is adapted for water.)


Can they think of any adaptations which have helped humans survive and become dominant species? (Opposable thumb, power to reason, ability to change their environment, binocular color vision and upright posture)
Create a river
Time:
      twenty minutes
Lead-in:  Tell the students that they are going to draw a river on a sheet of paper. The only requirement is that there will be at least two human-made structures and at least one natural feature on the river or on the banks. Tell them also to orient their river so that it flows across the page horizontally. The area around their river will represent the watershed, which is the land area drained by a river.
Procedures:   After they have completed their drawing, collect them and then tell them that what they have done is a complete river by each drawing section. Place all the drawings end to end so that the water «flows» down the river.
 Discuss what happens to the quality of the water as the river progresses. Ask individual students what human-made structure they have placed on or near the river. There are negative side effects to virtually all types of development on or near a river.

  • Houses, stores, shopping centers, roads: run-off from urban areas include gasoline, oil, synthetic chemicals and sewage
  • Factories, power plants: dumping of legal and illegal chemicals, thermal pollution in dumping of waste water
  • Farms and rural areas: run-off of pesticides and fertilizers, illegal dumping of garbage in river, animal wastes

Wrap-up:       By watching the «river» gets polluted, the students will see that water pollution is a complex process which involves many people. End the activity by mentioning that the adaptations of stream inhabitants generally will not help them survive if human-caused changes occur within the environment.
Ask student for some ideas of ways they can protect streams and rivers.
 The Russian Desman (Desmana moschata) (Russian: выхухоль) is a small semi-aquatic mammal that inhabits the Volga, Don and Ural River basins in Russia, Ukraine and Kazakhstan. It constructs burrows into the banks of ponds and slow moving streams, but prefers small, overgrown ponds with abundance of insects and amphibians. The Russian Desman often lives in small (usually non-kin related) groups of 2 to 5 animals and appears to have a complex (but largely unstudied) communication and social system.
The Russian Desman is the only species of the genus Desmana. Despite its outward similarity to muskrats (a rodent), the Russian Desman is actually part of the mole family Talpidae in the order Soricomorpha. Like other moles, it is functionally blind and obtains much of its sensory input from the touch sensitive Eimer's organs at the end of its long, bi-lobed snout. However, the hind feet are webbed and the tail laterally flatened—specializations for its aquatic habitat. The body is 18 to 21 cm long while the tail 17 to 20 cm in length. Easily the largest species of mole, it weigh 400 to 520 g.
Decidedly rich and thick in nature, desman fur used to be highly sought after by the fur trade. Consequently, the Russian Desman is now a protected species under Russian law. Unfortunately, due to loss of habitat (farming), pollution, illegal fishing nets, and the introduction of non-native species (e.g. muskrat), population levels continue to decline. In the mid-1970s, there were an estimated 70,000 desmans in the wild; by 2004 the figure was only 35,000. Fortunately, at least in some Russian regions, the number of desmans appears to be increasing.
Semiaquatic animals are those that are primarily terrestrial but that spend a large amount of time underwater, either as part of their life cycle or as an essential behavior (e.g. feeding). Some animals, such as the otter and polar bear, are not considered to be semi-aquatic but rather are referred to as marine mammals, alongside the dolphin, dugong, manatee, and Pinnipeds or seals.
Moles are the majority of the members of the mammal family Talpidae in the order Soricomorpha. Although most moles burrow, some species are aquatic or semi-aquatic. Moles have cylindrical bodies covered in fur, with small or covered eyes; the ears are generally not visible. They eat small invertebrate animals living underground. Moles can be found almost anywhere in North America, Europe and Asia, although there are no moles in Ireland.

 

 

 

 

 

Biodiversity RAP
Biodiversity is really cool!
We learned about it today in school.
The ecosystem – that's where it's at.
And where organisms live, that's their habitat.
Now to have an ecosystem that is so fine,
you gotta have variety down the line.
You need lots of animals. And plants, too.
Usually more is better than just a few.
To keep biodiversity in days to come,
we can't keep the animals on the run.
But if I do my part and you do yours,
we can ALL protect the great outdoors.
Swamps and wetlands and tall cool forests,
can use our help, and I'm all for it.
'Cause if habitats are there for lots of critters,
they'll be there for me, and that's all the better.
So now that you've heard my diversity song,
I hope on the next round that you'll sing along.
So teach it to others, and our feet we'll all tap,
as EVERYONE does the Biodiversity Rap!

 

 

Дополнительные файлы: