Педагогическая увлеченность Александра Болотова

Начало учебного года в системе дополнительного образования всегда заставляет задуматься над вопросами набора детей, актуальности программы педагога, да и в целом над наличием того самого увлеченного педагога дополнительного образования в учреждении. И не только увлеченного своим предметом, но и работающего над своей образовательной программой.
Современные подростки виртуозно владеют  новейшими  гаджетами,  персональным компьютером,   однако  испытывают    беспомощность    при  необходимости выполнения своими руками   различных технологических операций   в практической деятельности.    Но  именно умение работать руками,  умение  воплотить свою идею  в материальный объект,  подчиняющийся воле его создателя, позволяет осознать себя состоявшейся личностью, помогает преодолеть подростковые комплексы, сформировать уверенность  в  себе,  обеспечивает  развитие  интеллекта путем взаимосвязей: рука – мозг  – речь.
 Отмечают, что конструкторские навыки являются основой любой технической специальности. В специалистах технической направленности в настоящее время очень нуждается экономика  нашей страны.
Знания, полученные учащимися по автомоделизму, могут быть полезны  в  случае, если в  дальнейшем учащийся придёт к  выбору профессии, связанной с транспортом. Также полученные знания по программе ведут  к общему развитию личностных качеств учащихся и обогащению его знаний о мире автомобилей, их многообразии. Они пригодятся и  при пользовании личным автомобилем.  Педагогом столь востребованной направленности в «Центре развития творчества» стал Александр Болотов. Сегодня Александр Александрович педагог дополнительного образования  высшей квалификационной категории, а каким был его путь в профессию?
Всё началось с детского увлечения. Обучаясь в  Киикской средней школе Тогучинского района, Саша увлёкся изготовлением небольших моделей: делал чертежи, вырезал, клеил. Когда после окончания Новосибирского сельскохозяйственного института пришёл на работу  в Тогучинское ПТУ-92, увидел в кабинете механизации несколько копий моделей сельскохозяйственной техники, которые были сделаны  под руководством Тищенко Алексея Ивановича. Интерес получил свой новый виток. Начал изучать тонкости этого дела.   Со знанием устройства техники проблем не было: ведь он по первой профессии «агроном». Процесс самообразования продолжился, и решено было начать учить этому мальчишек. Вначале это было с учащимися ПТУ-92: выполнили несколько копий  тракторов, комбайнов, сенокосилок. Жизнь внесла свои коррективы: перешёл на работу учителем технологии в школу и педагогом дополнительного  образования по совместительству.

Общеобразовательная общеразвивающая программа педагога «Автомоделирование» рассчитана на 3 года обучения и объединяет учащихся в  возрасте от 7 до 15 лет.
Педагог работает по принципу «От идеи до модели». Александр Александрович заметил, что учащиеся лучше запоминают материал, когда изготавливают копии модели, постепенно переходя от «простого к                                сложному». В школах сокращено до минимума или вообще не проводится обучение черчению. У  подростков отсутствуют навыки чтения чертежей, работы по ним.  В своей работе по освоению общеобразовательной общеразвивающей программе Александр Александрович отмечает необходимость построения такого обучения, при котором можно научить учащихся самостоятельно искать новые способы конструирования и изготовления моделей, развивать продуктивное мышление. Реализация  программы позволяет дать учащимся общее представление об основных этапах развития автомобильного транспорта и его значения в жизни человека; пробудить любознательность и стремление разобраться в  конструкциях автомобильной техники, желание выполнить копии моделей.
Программа построена по типу усложнения, доступности материала и закрепления полученных знаний и навыков на предыдущем этапе обучения. Учащиеся получают знания об истории развития автотранспорта, о моделях отечественного автомобилестроения. Свои первоначальные навыки в изготовлении моделей машин они получают при изготовлении контурных моделей, простых объемных моделей, простых масштабных моделей с приводом от электродвигателя на первом году обучения. На втором году обучения учатся производить расчет и выполнение чертежей; изготавливать все составляющие части модели машины и различной технологической оснастки для моделирования. Третий год обучения посвящен изготовлению моделей-копий с дистанционным управлением. Учащиеся закрепляют умения и навыки в изготовлении чертежей в требуемом масштабе. На всех годах обучения в программе предполагается проведение соревнований. Для этого учащиеся изучают технические требования к моделям и правила проведения данных соревнований; готовят техническую документацию к стендовой защите.
    Основным содержанием работы в детском объединении  является конструкторская разработка технических устройств с последующим их изготовлением. Наиболее целесообразным, эффективным методом работы в объединении является метод решения конструкторских и технологических задач.
  Помимо выполнения практической работы по изготовлению копии модели автомобиля, учащийся знакомится  с различными видами двигателей, другими моделями автомобилей, что расширяет его кругозор в  области знания и профессий, связанных с автомототранспортом.
Создание  моделей техники, заложенным в  данной программе, является процессом длительным. Кроме того, подготовка и участие в областных соревнованиях требуют слаженной работы команды, где каждый должен сопереживать не только за свой личный успех, но и за тех, кто рядом с  ним, т.е. должно быть «чувство локтя».
Занятия  в детском объединении  заключаются не только в передаче учащимся  определенного объема знаний, но и главным образом, в руководстве учебно-познавательной деятельностью, их воспитанием и умственным развитием. В процессе занятий учащиеся  овладевают новыми для них понятиями, идеями, учатся применять их на практике. Учение для них является, прежде всего, познавательным процессом.

Образовательная деятельность содержит следующие этапы:
1-ый этап - освоение теоретических знаний основ автомобилестроения, правил безопасности труда;
2-ой этап - формирование навыков работы с различными материалами, овладение технологией их обработки;
3-ий этап - изготовление эскизов и чертежей моделей, ознакомление  с технологией изготовления моделей разных видов;
4-ый этап - изготовление отдельных узлов модели, сборка и регулировка  модели

        Программа предусматривает изготовление копий моделей автомобилей следующих классов:
- стендовая масштабная модель собственного изготовления;
- стендовая сборная модель;
- масштабные модели с дистанционным управлением;
- масштабные модели с управлением по радио.
Деятельность педагога и учащихся включает в себя такие направления как: знакомство (визуальное и тактильное) с образцами изделий, которые могут стать эталоном, ориентиром для освоения детьми искусства изготовления моделей машин; освоение правил техники безопасности; ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно выполнить работу; знакомство с материаловедением.

В процессе учебной деятельности  осуществляется:

  • Изучение принципов работы различных двигателей
  • Обучение навыкам конструирования и изготовления автомоделей
  • Формирование умений и навыков пользования инструментом и станочным оборудованием в процессе выполнения практической работы
  • Изучение и осмысление технической терминологии
  • Акцент на качественное изготовление моделей и их узлов.
  • Тренировочные занятия, так как только на тренировках и соревнованиях учащиеся могут проверить приобретённые навыки конструирования и изготовления моделей
  • Изучение правил проведения соревнований и требований к моделям, предъявляемых на соревнованиях

       На изготовление модели у  учащихся чаще всего уходит несколько месяцев: из плоского листа ватмана  постепенно появляется объёмная модель, а затем  в неё «вживляется организм»  и копия машины начинает двигаться. Мальчишки работают на станках, овладевают тонкостями пайки, работы с наждачной  бумагой,  окраской. Работа требует усидчивости, аккуратности и, конечно, упорства в доведении её до логического завершения. Готовые копии машин сложно отличить от магазинных, настолько аккуратно они сделаны. С созданными копиями моделей учащиеся участвуют  в областных соревнованиях по автомодельному  спорту среди школьников на Кубок памяти В.Е. Кузнецова; на Кубок памяти Героя Советского Союза А.И. Демакова, в  которых они неоднократно занимают 1-2-е место. Соревнования проводятся в течение двух дней: в первый день- стендовая защита, на которой учащиеся презентуют свои знания, во второй-проводят запуски копий моделей машин.
Детское творческое объединение педагога является разновозрастным по своему составу, где на занятиях всегда царит положительный настрой: старшие  приходят на помощь младшим и одинаково комфортно, как 7-летнему, так и 15-ти летнему.   Педагог для учащихся старший товарищ и наставник.
Сегодня результатами, которые показывали учащиеся на областных соревнованиях гордится не только педагог, но и весь Тогучинский район (Говорухин Александр в 2009-м году получил стипендию от Президента РФ Путина В.В. в  размере 30 тыс. рублей;  в 2011-м году Горячев Вячеслав стал стипендиатом Губернатора Новосибирской области; в 2013-м году её удостоены Фильченков Владислав и Гарынин Кирилл, в 2015-м году – Точенов Данил).
Конечно, не все выпускники  детского объединения в дальнейшем  связывают свою жизнь с автомоделизмом, но для некоторых  любимое занятие стало «путёвкой в жизнь»: они работают на станции техобслуживания. В настоящее время Гарынин Кирилл является студентом автомодельного колледжа, где успешно продолжает обучаться своему любимому делу, начатому на занятиях в стенах Центра развития творчества.
Александр Александрович является примером для своих учащихся, а наш педагогический коллектив гордится педагогом. Он награждён Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ. Педагог постоянно занимается самообразованием. И самое главное, что с благодарностью вспоминает Кузнецова Валерия Евгеньевича,  бывшего методиста областного Центра развития творчества детей и юношества. Именно он объяснил: как можно изготавливать движущие копии моделей машин, делился не только своим опытом, но и материалом. Сегодня своим опытом делятся педагоги, имеющие опыт технического моделирования – Козик Игорь Иванович и Мжельский Антон Юрьевич. В настоящее время педагог получает второе высшее образование, педагогическое, столь необходимое в педагогической деятельности.

Учащиеся  ДТО «Автомодельный» на областных соревнования по автомодельному спорту
среди школьников на Кубок памяти В. Е. Кузнецова (17-18.02.2018 г.)

Петроченко Дмитрий  к  старту готов.

Меркулов Данил на старте.

Романченко Сергей

Гарынин Кирилл за выполнением проекта.

Максим Дьяченко, Сергей Романченко, Дмитрий Колмагоров, Илья Пиманов

Фотографии с  соревнований  взяты  с сайта Областного Центра развития творчества детей и юношества; остальные — фото Шипулина С.В.)