Эстетика спорта

Художественная гимнастика — очень популярный и эстетически привлекательный вид спорта, при этом требования, предъявляемые к спортсмену, всегда находятся на грани, а порой и за гранью его физических и психологических возможностей. Я — детский тренер по художественной гимнастике, и именно спецификой моей деятельности обусловлены особенности моей образовательной программы. Поэтому главной темой в моих занятиях с детьми становится тема преодоления.
Если задуматься, все детство, период бурного роста организма и формирования личности — это эпоха преодоления. В беспомощном младенце заложен огромный потенциал развития, большинство родителей видят своей целью помощь в его реализации. В зависимости от индивидуальных склонностей и генетической предрасположенности ребенка какие-то навыки приобретаются легко, для освоения других требуются определенные усилия. Но главным результатом этого процесса становится даже не сам навык, а те нейронные связи, которые формируются в ситуации успеха. Еще вчера не мог, не умел, не знал, а теперь захотел, попытался — и получилось!
В мою бытность действующим спортсменом и начинающим тренером я в своей работе была сильно обусловлена теми жесткими критериями, методиками и результатами, без которых немыслим большой спорт. Но с приобретением опыта я поняла, что наиболее существенную пользу обществу приношу вовсе не в процессе поиска «восходящих звезд», обладающих врожденным талантом и несгибаемым характером, то есть потенциально готовых добиваться серьезных успехов в этом высококонкурентном виде спорта. Гораздо более значимой для меня стала работа с детьми робкими, зажатыми, неуверенными в себе. Их маленькие победы над собой, та сила духа, которую они проявляют в тренировочном и соревновательном процессе, становятся маркером успешности моей работы.
Так как в своей тренерской деятельности я имею дело с маленькими детьми и довольно высокими нагрузками, приходится действовать очень осторожно, чтобы не  нанести физическую или психологическую травму. Поэтому среди приоритетных принципов моей педагогической работы,  я могу назвать следующие:

  1. Позитивный настрой должен сопровождать весь тренировочный процесс.
  2. Азарт носит не внешний, а внутренний характер и направлен не на конкурентов и их достижения, а на собственные успехи.
  3. Каждый спортсмен ощущает командный дух и безусловную поддержку в коллективе, со стороны родителей и тренера.

Таким образом, набирая детей в возрасте 3-4 лет, я занимаюсь с ними в течение всего дошкольного периода. За это время они проходят программу общефизической подготовки, занимаются растяжкой, готовят программу упражнений, постигают азы работы с предметами. В течение каждого учебного года спортсмены принимают участие как минимум в двух турнирах, а также выезжают на учебно-тренировочные сборы, которые становятся ярким событием в жизни каждого ребенка.
Соревнования и сборы заслуживают отдельного описания. В рутинном тренировочном процессе порой теряется представление о цели этой деятельности, дети начинают откровенно скучать. Как бы ни старался тренер привнести разнообразие, проводить занятия в игровой форме, устраивать внутриклубные мероприятия и «веселые старты», эффект крайне низок. В то же время простой выезд на другую площадку, даже в пределах города, дает яркий эффект новизны, дети получают мощную эндогенную гормональную и нейромедиаторную поддержку, совсем иначе себя чувствуют в эмоциональном плане.
Выступление на турнире дает опыт публичного самовыражения. Почувствовав себя в центре внимания, ребенок осознает личную и коллективную ответственность за свои действия, повышает самооценку. Задача тренера и родителей в этом процессе — не перегрузить событие излишней значимостью, чтобы избежать невротизации спортсменов, сделать турниры органичной частью тренировочного процесса.
В моем коллективе практикуются регулярные выезды на учебно-тренировочные сборы с проживанием на базе спортивного комплекса. Может показаться, что такие мероприятия рано проводить в дошкольном возрасте, но мой опыт показывает, что они весьма эффективны. Самых маленьких спортсменов сопровождают родители-активисты, помогающие решать бытовые вопросы, старшие же члены клуба обычно очень гордятся собственной самостоятельностью.
На время поездок клуб приобретает черты семейного лагеря – помимо тренировок, ежедневно проводятся вылазки на природу, пикники, спортивные состязания, концерты, мастер-классы. Каждый из детей и родителей может продемонстрировать свои таланты, проявить себя с неожиданной стороны.  На таком эмоциональном подъеме спортсмены обнаруживают скрытые резервы, практически каждый из них после сборов показывает скачок роста спортивного мастерства. Воспоминаний о приключениях и событиях, произошедших в поездке, как раз хватает до следующих сборов.
В целом свою задачу как тренера я вижу в том, чтобы каждый из моих воспитанников комфортно чувствовал себя в коллективе, регулярно ставя перед собой и выполняя индивидуальные, посильные именно для него задачи, а также своевременно получал обратную связь и признание собственных достижений. Та жажда деятельности, двигательная активность, которая естественным образом присуща детям, будучи обрамлена в эстетически безупречные рамки и сопровождена соответствующим музыкальным аккомпанементом, вызывает даже у самых юных спортсменов неподдельный восторг и ощущение беспредельности собственных возможностей.
Трудно переоценить вклад родителей спортсменов в обеспечение тренировочного и соревновательного процессов, их участие в общественной жизни коллектива. Поэтому работа с родителями, обсуждение с ними всех этапов развития детей, совместное решение возникающих проблем и формирование планов — одна из главных задач тренера в моем понимании.
В итоге дети, прошедшие курс обучения в моем коллективе, к моменту поступления в школу обладают следующими навыками. Они гармонично физически развиты и скоординированы, уверены в возможностях собственного тела, готовы прикладывать усилия, чтобы выполнять поставленные перед ними задачи. Они умеют концентрировать внимание, слушать и слышать педагога, соблюдать его требования. Юные спортсмены хорошо включаются в коллектив и легко занимают там свое место. Я не занимаюсь подготовкой к школе как таковой, но по отзывам родителей знаю, что навыки, приобретенные в ходе занятий художественной гимнастикой, как это ни парадоксально, оказываются очень полезны в процессе адаптации к школе и налаживания учебного процесса.
Кроме того, мои выпускники могут поступить в детско-юношескую спортивную школу и продолжить занятия художественной гимнастикой как спортом высших достижений. К сожалению, в системе подготовки гимнасток практически нет промежуточного варианта занятий, подходящего для детей, которые не планируют делать спорт профессией. Художественная гимнастика в школьном возрасте требует полной самоотдачи, что обычно плачевно сказывается на образовании, несогласные часто бывают вынуждены совсем оставить спорт, причем выбор приходится делать в подростковом возрасте, когда резкое снижение нагрузок чревато физиологическими проблемами. Именно в направлении создания программы любительского клуба художественной гимнастики для подростков я вижу перспективы развития своего метода.
В целом художественная гимнастика – вид спорта, не требующий специальных условий и дорогостоящего оборудования. Поэтому для успешной работы с дошкольниками мне вполне хватает небольшого зала с ковром и заинтересованных родителей, готовых активно участвовать в жизни клуба. Работать со школьниками гораздо сложнее – нужны большие площади, родители уже больше внимания уделяют учебе и не готовы вкладываться в спорт без определенных перспектив. Я же вижу, какую большую пользу могут принести детям занятия спортом, даже если они не будут сопровождаться получением разрядов и званий. Думаю, это направление должно обеспечиваться хотя бы минимальной государственной поддержкой и финансированием.

P.S. содержание деятельности педагогов представлено на сайте Estetikasporta.ru