Чему нас учит сцена? Экспертные критические размышления из методической записной книжки

О положительных сторонах приобщения детей и подростков к сценическим видам художественно-творческой деятельности – театру, вокальному искусству, хореографии - сказано сегодня немало добрых слов. И это правильно. Ведь само художественно продуманное присутствие ребенка на сцене педагогически благотворно: оно дисциплинирует его волю, прививает аккуратность, обостряет внимание, воспитывает выносливость, активизирует интуитивную сферу межличностного общения.
Не менее важен для ребёнка и репетиционный труд (при подготовке к выступлениям), который воспитывает выносливость, умение чётко распределять время, силы и творческую активность.

***

Сценическое творчество, осуществляемое в рамках различных художественных жанров, требует от обучающихся целого ряда универсальных предметно-ориентированных задатков и способностей, сценически значимых навыков и умений, таких, например, как:

  • ясно выраженный темперамент;
  • пластичность;
  • психическая и мышечная раскрепощенность;
  • певческий тембр (при обучении вокальному ремеслу) и др.
  • Необходимо также выработать у обучающихся следующий ряд личностных свойств и качеств:
  • трудолюбие и целеустремленность;
  • активность творческого мышления;
  • выявленная индивидуальность;
  • эмоциональная восприимчивость, соединенная с хладнокровием;
  • психологическая готовность к публичным выступлениям;
  • готовность к значительным психофизическим нагрузкам и др.         

***

Работа в различных видах сценической деятельности чаще всего предполагает личностно-ориентированное взаимодействие с другими участниками творческого процесса. Иными словами, сценические формы художественно-творческой деятельности носит, в подавляющем своём большинстве, групповой характер. Это относится фактически ко всем широко распространенным сценическим жанрам искусства: хореографии, театру, вокальному ансамблю, хору и т.д. Высокий художественный эффект, как планируемый  педагогический итог состоявшегося творческого движения, возможен только лишь при налаживании положительного  эмоционально сотрудничества всех участников творческого процесса, конструктивного взаимодействия их на всех этапах совместной творческой деятельности, причём как в специфическом пространстве общения педагога и обучающихся, так и в общении среди самих обучающихся. 

***

Для успешного достижения любой поставленной учебно-творческой задачи необходимо создать здоровую творческую атмосферу внутри всей учебной группы, которая предполагает:
- наличие доброжелательного отношения друг с другом (наглядно выражается в умении вовремя прийти на помощь в трудной ситуации);
- отсутствие критики друг друга (это преимущественное право педагога);
- восприятия себя частью коллектива, а результатов своего труда - частью общего дела (вне зависимости от степени сложности исполняемой конкретной роли);
- добросовестное отношение к делу (умение отвечать за свои промахи, не искать виноватых и др.).

***

Приобретенный на сценически ориентированных занятиях особый тип общественного поведения, безусловно, может быть полезен ребенку и в пространстве открытого социума. Приняв освоенный тип выстраивания межличностных и внутригрупповых отношений как личностно для себя значимый, принципиально возможный и поощряемый извне, ребенок проецирует его и на повседневную жизнь.  Это помогает личности более успешно социализироваться, позволяет избежать барьеров недопонимания среди сверстников, а также психологической напряжённости со стороны старшего поколения.

***

Педагогу следует видеть разницу, когда ребенок использует сцену как способ проявления своего таланта, а когда определяющим мотивом к публичным выступлениям является не творчество, а личностная демонстрация самого себя. В последнем случае сцена является лишь платформой для самоутверждения.

***

При организации образовательно-воспитательного процесса в рамках сценического пространства, могут иметь место случаи неожиданного доминирования у обучающихся негативных сторон личности. Сцена является лучшим индикатором, высвечивающим как положительные, так и отрицательные свойства характера. Так, казалось бы достойные свойства личности у ребёнка вдруг трансформируются в качества, провоцирующие дивиантное социальное поведение.  Например:

  • внутренняя раскрепощенность за короткое время превращается у ребенка в разболтанность (и тогда сразу же пропадает самоконтроль своего сценического поведения);
  • яркая индивидуальность ребенка порождает зазнайство, гордыню, самолюбование, что неизбежно приводит к конфликтным ситуациям внутри коллектива;
  • поощряемая конструктивная инициативность ребенка перерастает в разрушительный диктат;
  • высокий уровень творческих задатков и способностей, при недостаточно педагогически контролируемых условиях, способен привести к развитию лени,  утрате критического, объективного, здорового отношения к себе. Чаще всего такая деструктивная ситуация имеет место тогда, когда ребёнок при незначительных первоначальных усилиях достигает более значительных творческих результатов чем его сверстники.  Как следствие, у обучающегося исчезает объективность самооценки, что нередко приводит к возникновению так называемой звездной болезни.

***

Для того, чтобы избежать различного рода разрушительных деструкций внутри учебной группы, руководитель творческого объединения должен своевременно реагировать на следующие упреждающие его эмоционально-поведенческие сигналы со стороны ребёнка или всей учебной группы:

  • нарастание эмоциональной напряженности в отношениях; имеют место эпизодические конфликты или, наоборот, растёт излишняя молчаливость среди участников группы (как во время занятий, так и вне их, во время перерыва и т.д.);
  • постепенный распад коллектива, возникновение отдельных минигрупп;
  • утрата качества учебного и сценического исполнения; творческий процесс идет со всё более нарастающим  трудом из-за внутренней смысловой рассогласованности  действий внутри коллектива.
    При возникновении подобного рода проблемных психологических ситуаций зачастую виноват сам педагог, не сумевший вовремя заметить, разглядеть, понять и пресечь нарастающие негативные  изменения в отношениях детей.