«В ОДИН КЛИК» О создании информационного портала-навигатора по ресурсам дополнительного образования детей в Новосибирской области

 В действительно современной, динамичной, идущей в ногу со временем системе дополнительного образования детей, их «познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик» [1]. Это важное государственное требование, записанное в  «Концепции развития дополнительного образования детей» требует от всего российского педагогического сообщества системно сконцентрированных усилий различных служб и организаций. В целях интеграции инновационного бизнеса и образования по распоряжению Председателя Правительства РФ в августе 2011 г. создано Агентство стратегических инициатив. Летом 2013 г. были разработаны форсайт-проекты «Образование 2030» (Карта образования 2035) и «Форсайт компетенций 2030». 

В начале 2018 года был создан Региональный модельный центр в соответствии с приоритетным проектом «Доступное дополнительное образования для детей», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (в редакции протокола президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 марта 2017 г. № 3).
Одним из наиболее актуальных направлений деятельности Регионального модельного центра является внедрение типовой модели организации мероприятий по просвещению родителей в области дополнительного образования детей. В такого рода просветительской деятельности предусмотрено много разных аспектов. Мы кратко охарактеризуем здесь только лишь такой инструмент просветительской деятельности как создание Информационного портал-навигатора по ресурсам дополнительного образования.
Если быть предельно кратким, то создание Навигатора дополнительного образования детей обеспечит информационное погружение его потребителей — родителей и детей — в систему дополнительного образования Новосибирской области, как говорится, «в один клик».

В современном информационном, постиндустриальном и поликультурном обществе «образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя» [1]. Сегодня на наших глазах происходит динамичный переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования к задаче вдумчивого проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования познавательной активности личности, лидерских качеств, развития социального творчества, да и в целом — формирования принципиально новых компетенций человека ХХI века.
Время заметно меняет сложившееся в общероссийском и региональном дополнительном образовании положение дел. Растущий спрос на услуги дополнительного образования стимулировал развитие образовательных инициатив как коммерческих, так и некоммерческих организаций, обеспечил заметное увеличение количества реализуемых дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих и предпрофессиональных) программ. Сегодня все более активно создаются инновационные образовательные технологии, расширяется спектр образовательных форм и методов работы (сетевое, электронное обучение и др.). Развивается рынок услуг и сервисов информационного образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.). Единое информационно-образовательное пространство обретает сегодня не статический, а все более динамический социокультурный статус.

В целях реализации на территории Новосибирской области приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», Министерство образования Новосибирской области совместно с Областным центром развития творчества детей и юношества и Областным центром информационных технологий приступили к запуску типовой модели регионального «Навигатора дополнительного образования детей».

Создание регионального навигатора дополнительного образования детей,  по всем общероссийским педагогическим прогнозам, позволит повысить вариативность, качество и доступность дополнительного образования, создаст благоприятные условия для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей, даст возможность вплотную приблизиться к созданию эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей.
Что же такое навигатор? Это региональный Интернет-портал, который представляет собой единое информационное пространство практик дополнительного образования региона, позволяющий, как минимум,  выявлять и тиражировать лучшие из них. Портал дает возможность семьям выбирать дополнительные образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивать возможность более результативного проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка.

Чем практически будет полезен Навигатор конкретному родителю (пользователю)?
Во-первых, собственным личным кабинетом, в котором будет храниться и отображаться информация об историях просмотра и оформления заявок на «Программы» и «Мероприятия»;
Во-вторых, предоставлением наиболее полной, исчерпывающей и точной информации о дополнительных образовательных организациях Новосибирской области;
В-третьих, полнотой предоставления информации о «Программах» и «Мероприятиях» (направленность; подробное описание; продолжительность занятия; условия участия; ограничения по возрасту; учебный план; цели и ожидаемые результаты, информация о преподавателях; используемые материально-технические базы; сроки начала и окончания Программ и Мероприятий). Родители (пользователи) также смогут воспользоваться разнообразными системами поиска, каталогизации, фильтрации, сортировки и рекомендаций, воспользоваться возможностью просмотра отзывов и оценок к «Программам» и «Мероприятиям» учреждений дополнительного образования; воспользоваться функцией записи ребенка на ту или иную «Программу» или «Мероприятие», осуществляемых в системе дополнительного образования.
Сегодня ни в коем случае нельзя узкопредметно смотреть на потенциальные возможности современной системы дополнительного образования. Государственная «Концепция развития дополнительного образования детей» ориентирует нас на несопоставимо более широкий общепознавательный и общекультурный взгляд. «Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны», — указывается в названном документе. И далее: «Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке» [1]. В этой связи, создание информационного портала-навигатора по ресурсам дополнительного образования детей в Новосибирской области позволит в обозримом будущем вплотную приблизиться к непосредственному решению столько широкомасштабной государственной образовательной задачи.

Литература

  1. Концепции развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р