Интеграция информальных, формальных и неформальных образовательных возможностей при подготовке молодых педагогов к конкурсам. Персонифицированный подход к проблеме

Модернизация школьного образования является ключевым способом перехода экономики на путь инновационного развития. Формирование нового типа профессионализма педагогических работников, которые готовы работать в динамических условиях, способны удержать методическую рамку ФГОС и участвовать в проектировании новых образовательных практик, выступает важным условием инновационного развития образовательных организаций. Качественно новые теоретико-методические подходы к развитию педагогов в системе повышения квалификации на рабочем месте являются принципиально необходимыми для реализации данного условия.

С учетом быстроменяющихся в современном образовании целевых установок на возможности обучения, непрерывного обновления форм и содержательных приоритетов на общее и профессиональное образования, учителю необходимо постоянное научное и методическое сопровождение для обеспечения его устойчивого личностного и профессионального роста.

 Многоуровневая система повышения квалификации и системно организованная деятельность методической службы должны быть направлены на становление и совершенствование различных сторон и граней профессионализма педагогических кадров.

 Оптимальная управленческая модель модернизации школьного образования заключается сегодня в последовательном переходе к системе непрерывного образования педагогов-практиков, в выстраивании особого рода концептуально-технологической модели, которая кроме так называемого формального образования, обязательно включала бы в себя образование неформальное и информальное [1].

Формальное образование — это, на наш взгляд, традиционная, частично обновляемая, но всё же привычно воспроизводимая система, прерогатива педагогических вузов и институтов повышения квалификации. А неформальное и информальное образование в системе повышения квалификации требуют сегодня самого пристального внимания и профессионально-мотивационного обеспечения со стороны творчески ориентированных муниципальных методических служб.

Неформальное образование реализуется у нас обычно через «Школу молодого педагога», через тематические мастер-классы, творческие встречи молодых педагогов с их более опытными коллегами, это свободный набор профессионально-образовательных форм работы, где основным моментом является, как правило, обмен опытом.

Особое место в системе современной работы нашего муниципального методического центра занимает мотивация начинающих и опытных педагогов к повышению своего профессионализма в опоре на возможности информального образования. Конкурсы являются, по нашему глубокому убеждению, главным мотиватором, главной побудительной силой в этом направлении профессионально-жизненного самоосуществления современного педагога-практика. Информальное образование — это спонтанное, контекстное, условно говоря, сопутствующее дополнительное профессиональное образование, требующее от практических педагогических работников высокой степени самостоятельности и личностной сконцентрированности [2]. Термин «информальное образование» принят во многих странах европейского мира для обозначения самостоятельных профессионально-образовательных действий, осуществляемых за пределами стандартной образовательной среды. Здесь необходимо собственная инициатива индивида. Нужна, видимо, и особая предрасположенность к такой специфической форме свободного личностно-профессионального самообразования.

Персонифицированный, в сути своей личностно-ориентированный подход к повышению профессионализма молодых педагогов-практиков при подготовке их к конкурсам профессионального мастерства приобретает в настоящее время особенно большое значение, но имеющийся здесь значительный латентный потенциал, необходимо выявлять и методически грамотно реализовать. Важно, что в функционально-диагностическом плане любой методически грамотно организованный конкурс педагогов-профессионалов обнаруживает актуальные образовательные потребности и осознанные дефициты профессиональных компетенций у конкретного педагога-участника, стимулируя его развиваться фактически во всех других формах профессионально-образовательного процесса.

Методическая служба Ордынского района имеет опыт систематической и целенаправленной организации конкурсной работы с молодыми педагогами. Так, с 2010 года у нас регулярно проводится конкурс «Новой школе — современный учитель», а с 2013 — конкурс «Педагогический дебют». Участниками конкурса являются педагогические работники, профессиональный стаж которых не превышает пяти лет и основным местом работы которых являются муниципальные образовательные учреждения.

 Конкурс проходит в два тура.

Первый тур конкурса — заочный. Конкурсное задание первого тура — «Интернет-ресурс», целью которого является демонстрация использования информационно-коммуникативных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.

Формат конкурсного задания: представление Интернет-ресурса (личный сайт учителя, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.

Очный тур включает следующие конкурсные задания: «Учебное занятие». Формат конкурсного задания: урок по предмету/учебное занятие/ учебная тренировка/ которые проводятся в образовательной организации, учреждённой оргкомитетом в качестве площадки проведения конкурсного задания. Темы уроков/занятий определяются в соответствии с рабочими программами образовательной организации, в которой они проводятся. Если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации. Урок/занятие проводится на вводную тему.

Публичное выступление «Я учитель/воспитатель, тренер-преподаватель/педагог дополнительного образования»: выступление перед конкурсантами, жюри, представителями образовательных организаций, раскрытие мотивов выбора профессии, собственных принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.

Конкурсное задание «Педагогический совет» — дискуссия на заданную тему с индивидуальными выступлениями по рассматриваемым вопросам и общим обсуждением. Тема педагогического совета определяется членами жюри данного конкурсного испытания — победителями м призёрами районных конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют».

Конкурс занимает особое место в системе повышения квалификации и формировании профессионально-личностных качеств педагогических работников. Районный конкурс молодых педагогов «Педагогический дебют» проводится с целью создания условий для профессионального роста, развития творческого потенциала и самореализации молодых педагогических работников, закрепления их в образовательных учреждениях Ордынского района.

Во время подготовки наряду с установочным семинаром методисты Центра проводят консультации с целью оказания персонифицированной помощи. Для формирования целостного развития молодых педагогов используются ресурсы формального и неформального, информального образования

Основная задача деятельности методического центра — мотивировать молодых педагогов к своему непрерывному профессиональному росту. Изначальная наша ориентация на теоретико-методическую разработку и активное использование технологии персонифицированного подхода, позволило нам в настоящее время вплотную приблизиться к созданию своей собственной концептуальной модели организации персонифицированного повышения квалификации начинающих педагогических кадров, выявлению основных организационно-педагогических условий, которые включают в себя: а) потребностно-мотивационные, б) организационно-деятельностные и в) информационно-коммуникативные способы управления личностно-профессиональным развитием и ростом молодых, начинающих педагогов-практиков.

Через конкурс, как мы смогли наглядно убедиться, обнаруживают себя новые индивидуальные профессионально-образовательные запросы молодого педагога, что дает нам возможность в перспективе ввести в систему сопровождающей методической деятельности дополнительные ресурсы для решения задач устойчивого профессионального роста практических педагогических кадров. Сверх того, любой конкурс сопровождается у нас анализом результатов персональной самообразовательной деятельности, включающей неформальный и информальные компоненты, обобщением творческого воспитательно-дидактического опыта и его одномоментной диссеминацией (распространением).

Литература

1.Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

2.Боровиков Л.И. О социальном опыте, социальной обучаемости и информальное образовании // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. — 2016. — № 3. — С. 4–10.